Что такое сенсуализм определение. Сенсуализм и рационализм в познании

Если представители рационализма (лат. rationalis – разумный) Р. Декарт, Б. Спиноза (1632–1677), Г. Лейбниц (1646–1716) отводили решающую роль в познании разуму, то представители сенсуализма (лат. sensus – чувство) Д. Локк (1632–1704), Д. Беркли (1685–1753), Д. Юм (1711–1776) – чувствам.

Однако как сенсуализм, так и рационализм могут быть материалистическими и идеалистическими. Различие между ними состоит в том, что они принимают за источник, основу знания. Для материалистического сенсуализма и рационализма таким источником является материальный мир. Для идеалистического сенсуализма – Бог, ощущение, восприятие, опыт, а для идеалистического рационализма – идеи, аксиомы, суждения и другие проявления разума.

Согласно теории познания Дж. Локка, мышление основывается на чувственно воспринимаемой реальности и истинное знание мы получаем из опыта. Он отрицает существование «врожденных идей». Человеческая душа, согласно Локку, подобна чистой доске (лат. tabula rasa). Лишь опыт посредством чувственного познания заполняет ее письменами. Ощущение является основой всякого познания.

На основе чувственного восприятия возникают простые, элементарные идеи. При восприятии внешнего мира мы получаем идеи внешнего опыта, а при исследовании процессов собственной души – идеи внутреннего опыта или рефлексии . И тот, и другой опыт порождают только простые идеи.

Общие или сложные идеи формируются в результате размышления, свойственного душе. Размышление – это процесс, в котором из простых идей возникают новые идеи, которые не могут появиться непосредственно в чувственном опыте. Так, сложная идея субстанции возникает на основе часто воспринимаемых совокупностей таких простых идей, как тяжесть, форма, цвет и так далее. Частая повторяемость совокупности простых идей приводит к представлению о том, что есть носители этих идей.

Важной частью теории познания Локка является учение о первичных и вторичных качествах. Идеи первичных качеств возникают благодаря воздействию на наши органы чувств свойств, принадлежащих объектам внешнего мира, таких, как размерность, форма, масса, движение. Это – объективно существующие качества. Возникновение вторичных качеств связано со спецификой органов чувств. Локк относит к ним запах, цвет, вкус и другие. Эти свойства существуют лишь для нашего сознания. Таким образом, Локк является представителем эмпиризма и сенсуализма, и в его теории познания просматривается стремление объяснить мир на основе естественных законов.

В отличие от материалистически окрашенного сенсуализма Дж. Локка Д. Беркли разработал субъективно-идеалистическую версию сенсуализма.

Если Локк признает объективность первичных качеств, а вторичные качества понимает как зависящие от работы органов чувств, то Беркли доказывает, что все качества вторичны. Так, тяжесть, пространственные свойства, которые Локк относит к объективным качествам, определяются способностями органов чувств человека: один и тот же предмет нам кажется большим при малой от него удаленности, и малым при большой от него удаленности. Поэтому, заключает Беркли, ни о каких первичных качествах речи быть не может. Все идеи возникают на основе ощущений, опосредованных работой органов чувств.

В результате «быть» означает «быть воспринимаемым». Все вещи, согласно Беркли, есть лишь «комплексы ощущений». В тоже время он допускает «непрерывное», постоянное существование вещей, непосредственно не воспринимаемых сознанием индивида.

Мир, с точки зрения мыслителя, – это не представление отдельного человека, а результат действия одной верховной духовной причины – Бога. Так субъективный идеализм Беркли переходит в объективный.

Представления философа о пространстве и времени противоположны механике И. Ньютона. Пространство и время, которые Ньютон характеризует как абсолютные, Беркли понимает субъективистски. Пространство он считает лишь специфическим упорядочением определенных чувственных восприятий, а время – выражением их взаимной последовательности. Философия Беркли – яркий образец субъективно-идеалистического сенсуализма.

Представителем субъективно-идеалистического сенсуализма является и Д. Юм. Однако он не принимает не только гипотезу Локка о существовании внешнего мира как источника наших ощущений, но и не соглашается с попыткой Беркли доказать, что материя, внешний мир не существуют. Наши восприятия так же мало говорят как о существовании материального мира, так и о его несуществовании, и мы имеем дело только с ощущениями. В этом отношении позицию Юма можно охарактеризовать как агностицизм.

Юм отрицает существование и духовной субстанции (Бога): содержание впечатлений и идей (представлений) не имеет никакого объективного носителя – ни материального, ни духовного. Как субъективный идеалист, Юм весьма последователен и своим скептицизмом он отмечает активность познающего субъекта.

Задания. Вопросы. Ответы.
1. Дайте характеристику социально-исторических и мировоззренческих предпосылок философии Нового времени. 2. Какое влияние оказало развитие экспериментально-математическо-го естествознания на проблематику философии? 3. Какая картина мира формируется в эпоху Нового времени? 4. Каков образ новоевропейского человека? 5. Какие вопросы являются центральными для новоевропейской философии? 6. Каковы направления философии Нового времени? 7. О каких препятствиях на пути познания говорит Бэкон? 8. В чем суть индуктивного метода познания с точки зрения Бэкона? 9. Поясните смысл высказывания Декарта «Мыслю, следовательно, существую». 10. Раскройте содержание дедуктивного метода познания. 11. Почему у Декарта математика становится методом познания природы? 12. Как Беркли оценивает учение Локка о первичных и вторичных качествах? 13. В чем сущность агностицизма Д. Юма?
Задания. Тесты. Ответы.
1. В эпоху Нового времени формируется картина мира: а) космоцентрическая; б) эволюционистская; в) субъект-объектная; г) антропоцентрическая. 2. В философии на первый план выходит проблематика: а) гносеологическая; б) аксиологическая; в) онтологическая; г) социальная. 3. Основоположником эмпиризма является: а) Декарт; б) Бэкон; в) Локк; г) Юм. 4. Какого рода заблуждения Бэкон считал порождением слепой веры в авторитеты: а) идолы пещеры; б) идолы рода; в) идолы театра; г) идолы рынка. 5. Метод познания, основанный на умозаключениях от частного к общему, называется: а) индукцией; б) дедукцией; в) рационалистическим; г) эмпирическим. 6. Метод познания, основанный на выведении частных положений из общих, называется: а) индукцией; б) дедукцией; в) анализом; г) синтезом. 7. Высказывание «Мыслю, следовательно, существую» принадлежит: а) Декарту; б) Бэкону; в) Юму; г) Локку. 8. Тезис о том, что в разуме нет ничего, что предварительно не прошло бы через чувства, характеризует: а) рационализм; б) эмпиризм; в) сенсуализм; г) номинализм. 9. Учение о первичных и вторичных качествах развито: а) Локком; б) Бэконом; в) Декартом; г) Беркли. 10. Философия Беркли характеризуется как: а) материалистический сенсуализм; б) идеалистический сенсуализм; в) дуализм; г) материализм. 11. Позиция Д. Юма по вопросу об источнике наших ощущений: а) Бог; б) этот вопрос неразрешим; в) материальный мир.

Чтобы понять, какое место занимает сенсуализм в философии, нужно отталкиваться от его базовых понятий и глубины суждений тех, кто посвятил жизнь изучению этого явления. Философы сенсуалисты утверждали, что в разуме может находиться только то, что есть в ощущениях.

Учитывая факт, что современная психология берет много идей из философии, появляется утверждение: если человеку для счастья не хватает эмоций и созерцания, он будет считать их основным принципом жизни. Но так считали и представители других направлений, в том числе противоположных сенсуализму. Их точку зрения также можно считать правильной, исходя из свойств личности конкретного ученого.

Понятие сенсуализма

Существует две теории сенсуализма:

  • идеалистическая;
  • материалистическая.

Источником знания в философии сенсуализма являются различные понятия. Для материалистов - это опыт, восприятие мира, его ощущение на физическом уровне. Для идеалистов - рассуждения, утверждения, идеи, которые часто не имеют никакого отношения к реальному миру - человек просто так считает и уверен в этом. Идеалистический подход также не имеет четкого ответа, почему одни люди получили такой опыт, а другие - другой. Утверждения, основанные на опыте, не могут быть основой правильного мышления.

Противоположностью сенсуализма является реализм. Эмпирическое направление допускает чувственное восприятие, но допускает вмешательство разума. Впервые данные методы разграничил Д. Бэкон, дав оценку каждому.

Понятие «рефлексия» произошло из сенсуализма. Оно заключается в возможности человека выделять определенные моменты из множественных чувственных событий, концентрироваться на них и анализировать, делая выводы. Выводы - работа разума, поэтому чувственное восприятие - это лишь часть возможностей человеческого организма, которую не желательно исключать, но нельзя превозносить, как главную.

Практики опираются на возможности человеческого мозга, находят структуры, которые отвечают за определенные функции, а также выявляют дефекты в поведении и мышлении, связанные с недостаточным развитием какой-либо области головного мозга. В зависимости от того, какая структура доминирует, так человек ведет себя в социуме. За эмоциональность и чувственность отвечает палеокортекс. В психологии его называют мозг млекопитающих.

Недостаток эмоционального восприятия или несдержанность - это нарушения физиологического характера или результат воспитания.

Основные положения

Многие считают философию ненужной наукой только потому, что не видят связи с практической стороной жизни: как можно использовать философские учения с пользой для себя. В философии можно найти косвенный намек на проблему какой-то одной личности. Эти утверждения успешно используют прогрессивные психологи, чтобы понимать, как мыслит человек, на что он ориентируется, насколько однобоко воспринимает ситуацию и реагирует на нее.

Человеческий мозг не понимает разницы между эмоциями, как реакцией на случайное происшествие и эмоциями, вызванными искусственно в ответ на давние события. Следовательно, эмоции нельзя считать основным критерием оценки личности, так как необоснованные страхи вызывают различные психологические отклонения и даже заболевания, не дают человеку жить полноценной жизнью.

Ученые, изучавшие сенсуализм, сходились во мнении по поводу следующих предположений:

  1. В разуме нет ничего - все начинается с ощущений и чувств. Накопленный с помощью ощущений эмоциональный потенциал впоследствии раскрывается в разуме.
  2. Врожденные чувственные навыки не признаются. Ум человека - чистый лист, на который, впоследствии, записывается опыт.
  3. Материальный мир - одновременно источник знания и его аспект.
  4. Разум выполняет промежуточную функцию между чувствами и идеями, выступая в роли классификатора и обоснователя.

Первый и последний пункты подвергались сомнению даже в рамках самого сенсуализма. Отдельные представители склонялись к различным теориям:

  • с помощью разума можно раскрыть чувственный потенциал;
  • с помощью интуиции можно совершить открытие, если быть уверенным в существовании чего-либо неизвестного науке.

Определение предмета с точки зрения сенсуализма

Предмет - источник чувств (ощущений). Есть предмет восприятия, а есть восприятие предмета. В первом случае - это материальная вещь, которую можно потрогать и оценить, во втором - духовный процесс. Они постоянно взаимодействуют. На основе взаимодействия возникает рефлексия - анализ предмета, внутренних ощущений.

Существовала теория, что мир не такой, каким его представляют. Изучаемые предметы и явления не существуют. Данная теория зашла в тупик, поскольку один из органов восприятия - зрение - говорили одно, а чувства - другое. Представления и предположения относительно предметов часто оказывались не верными.

В зависимости от взаимодействия сенсуализма с различными течениями в философии - материализмом, эмпиризмом и субъективным идеализмом - видение предмета менялось в материальную, идеологическую или эмпирическую сторону.

Самая древняя теория принадлежит Эпикуру: он считал, что предметы передают образы, которые воспринимаются органами чувств. Истина заключается в ощущениях. Возможно, он имел в виду интуицию - природный талант видеть сущность предметов и людей.

Представители сенсуализма

Самыми первыми учеными, которые изучали чувственность и эмоции, были Эпикур и Протагор. В 19 веке проблемами чувственного восприятия занимался Виктор Кузен - французский ученый философ.

Этьенн Бонно де Кондильяк - французский философ, которому принадлежит разграничение ощущений на осязание и все остальные - обоняние, вкус, слух и зрение. Известен критикой Джона Локка за его попытку связать сенсуализм с рефлексией. По его мнению рефлексия - это не самостоятельное понятие, а результат переработки сознательных действий и размышлений.

Джордж Беркли - представитель сенсуализма в Ирландии 18 века. Его приверженность сенсуализму развивалась под влиянием протеста к реализму и материализму. Основным источником размышлений являлся Джон Локк.

Девид Юм - представитель шотландского просвещения. Считается, что он был первооткрывателем науки психологии еще до ее официального появления. Разумное обоснование вещей без чувственного опыта, Юм считал бесполезным. Новые знания появляются в результате многократного повторения вещей и взаимодействия с ними.

Сенсуализм в философии Новейшего времени

В 20 веке учение о сенсуализме продолжилось в виде учения эмпириокритицизма. Представитель и автор теории - Рихард Авенариус. Вторая волна позитивизма, как еще называют это течение, выбрала своим предметом исследования научное мышление. Главный вопрос - как образуются знания.

Важным предметом стала история науки и возможные ошибки на пути сделанных выводов. Основным врагом своей теории последователи и приверженцы считали метафизику. Пик исследований выпал на начало 20 годов 20 столетия, они были непродолжительными. В России постулаты одно время занимали лидирующие позиции, но были неверно истолкованы, а потому некорректно представлены обществу.

Эрнст Мах - австрийский физик, который исследовал слух и зрение, пытался донести утверждение, что вещи и их свойства - мнимые явления, которые никак не соотносятся друг с другом. Впоследствии, его учение стало отправной точкой возникновения таких учений, как бихевиоризм, неореализм, нейтральный монизм. В России учение Маха было встречено холодно, потому что вожди усмотрели в нем попытку взломать установки партии и процветающий идеализм.

СЕНСУАЛИЗМ

Философия: Энциклопедический словарь. - М.: Гардарики . Под редакцией А.А. Ивина . 2004 .

СЕНСУАЛИЗМ

(франц. sensualisme, от лат. sensus - восприятие, чувство, ощущение) , направление в теории познания, согласно которому чувственность является гл. формой достоверного познания. В рационализму С. стремится вывести всё содержание познания из деятельности органов чувств. С. бли-зок эмпиризму, признающему чувств. опыт единств. источником достоверного знания.

В истории философии сформировались протиностоя-щие друг другу материалистич. и идеалистич. направления С. Материалистич. С. усматривает в чувств. деятельности человека его сознания с внеш. миром, а в показаниях его органов чувств - этого мира. Идеалистич. С. видит в чувств. деятельности некую самосущую сферу сознания. Идеализм наметился уже в С. Протагора: провозглашая чувств. восприятие единств. источником наших знаний, он вместе с тем утверждал, что чувственность сообщает людям данные только относительно их собств. состояний, но отнюдь не о внеш. вещах, являющихся их причинами. Система последовательно материалистич. С. была сформулирована Эпикуром. Более умеренный С., состоящий в признании истинным не каждого чувств. восприятия, а только возникающего в сознании при опре-дел. условиях, был разработан стоицизмом, к которому (как и к Аристотелю) восходит классич. формула С.: «нет ничего в разуме, чего прежде не было бы в чувствах».

Видными представителями материалистич. С. в 17 в. являлись Гассенди, Гоббс и Локк. Последний, исходя из осн. положений С., предпринял попытку вывести из чувств. опыта всё содержание человеч. сознания, хотя и допускал, что уму присуща спонтанная сила, не зависящая от опыта. Непоследовательность локков-ского С. была использована Беркли, который полностью отбросил внеш. опыт и стал рассматривать ощущения («идеи») как достояние только человеч. сознания, т. е. интерпретировал С. идеалистически. Однако беркле-анский субъективно-идеалистич. С. не выдерживал своего исходного принципа, вводя идею бога, которого, согласно Беркли, определяет возникновение всех «идей» человеч. духа. Сенсуализм Юма, основанный на агностицизме, послужил фундаментом субъективно-идеалистич. феноменализма, который составляет основу таких направлений бурж. философии 19-20 вв. , как позитивизм и неопозитивизм .

Виднейшими представителями материалистич. С. бы-ли франц. материалисты 18 в. Ламетри, Гельвеций, Д идро, Тольбах, которые связывали ощущения как основу всех знаний с объективным миром - их источником. В созерцательном сенсуализме Кондильяка наметилась агностическая и позитивистская . Материа-листич. сенсуализм Фейербаха в противоположность умозрительно-спекулятивному идеализму, господствовавшему в нем. философии кон. 18 - нач. 19 вв. , утверждал непосредств. достоверность чувств. познания. Однако С. франц. материалистов и Фейербаха страдал ограниченностью, связанной с непониманием специфи-ки рациональной ступени познания.

Виднейшими представителями матери-алистич. С. были франц. материалисты 18 в. Ламетри, Гельвеций, Дидро, Гольбах.


Термины Киносемиотики

СЕНСУАЛИЗМ

учение в гносеологии, признающее ощущение единственным источником познания.

Словарь Ефремовой

Сенсуализм

м.
Философское направление, признающее ощущения единственным источником познания.

Словарь Ожегова

СЕНСУАЛИ ЗМ, а, м. Философское направление, признающее ощущения, восприятия единственным источником познания.

| прил. сенсуалистический, ая, ое.

Словарь Ушакова

Сенсуализм

сенсуали зм [сэ], сенсуализма, мн. нет, муж. (от лат. sensualis - чувственный) (филос. ). Идеалистическое философское направление, признающее ощущения, чувственные восприятия единственным источником познания.

Энциклопедический словарь

Сенсуализм

(от лат. sensus - восприятие, чувство), направление в теории познания, согласно которому ощущения, восприятия - основа и главная форма достоверного познания. Противостоит рационализму. Основной принцип сенсуализма - "нет ничего в разуме, чего не было бы в чувствах" - разделяли П. Гассенди, Т. Гоббс, Дж. Локк, К. Гельвеций, Д. Дидро, П. Гольбах, а также Дж. Беркли, Д. Юм.

Начала Современного Естествознания. Тезаурус

Сенсуализм

(от лат. sensus - восприятие, чувство) - направление в теории познания, согласно которому ощущения и восприятия - основа и главная форма достоверного знания, и, в силу этого, противостоит рационализму, поскольку исповедует принцип «нет ничего в разуме, чего не было бы в чувствах» (Локк). Этого придерживались также такие мыслители и философы, как Гассенди, Гоббс, Гельвеций, Дидро, Гольбах, Беркли, Юм.

Философский словарь (Конт-Спонвиль)

Сенсуализм

Сенсуализм

♦ Sensualisme

Учение, согласно которому источником познания являются исключительно наши ощущения. Этот термин нередко употребляют в уничижительном смысле, что неправильно. Эпикуреизм, например, является разновидностью сенсуализма, когда утверждает, что три критерия истинности – ощущения, предвосхищения и претерпевания чувства – сводятся к первой группе (Диоген Лаэртий, Х, 31–34), таким образом, чувства, как подчеркивает Лукреций, суть источник, основание и гарантия всякого истинного познания («О природе вещей», IV, 479–521). Не нужно только превращать сенсуализм в глупость. Ни Эпикур, ни Лукреций никогда не утверждали, что можно «почувствовать» истину как таковую, что для понимания чего бы то ни было достаточно простого взгляда. Мало того, они вполне отчетливо заявляли обратное: что глазами нельзя познать природу вещей («О природе вещей», IV, 385), что ни один орган чувств не способен воспринимать атомы или пустоту, которые между тем являются единственно реальной вещью. Пусть это парадоксальный сенсуализм, но это все-таки сенсуализм, ибо он утверждает: ни одна истина не доступна восприятию, но всякая истина основана на ощущениях. Чтобы знать, мало чувствовать. Значит, сенсуализм Эпикура является также и рационализмом (в широком толковании термина). Но никакое познание невозможно без ощущений. Поэтому рационализм Эпикура является в первую очередь сенсуализмом. Познание значит больше, чем чувство, но само это «больше» (разум, предвосхищение и т. д.) исходит из ощущений и зависит от них (Диоген Лаэртий, Х, 32; «О природе вещей», IV, 484). Следовательно, это рационалистический сенсуализм, основанный на сенсуалистической теории разума.

Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

Сенсуализм

Термин новый: во всеобщее употребление его ввел Кузен, который в своей "Histori é géné rale de la philosophie" противополагает С. идеализму и, следовательно, обозначает этим термином направление, которое теперь принято называть материализмом. Это значение термина С. не удержалось. Сенсуализмом принято теперь называть известное направление в решении гносеологических вопросов, противоположное интеллектуализму или рационализму. Основные воззрения С. состоят в следующем. Он отрицает врожденные идеи (Condillac, "Essai sur l"origine des connaissance h u maines", I, гл. 2, § 9), иначе говоря, признает за разумом лишь производное, не первоначальное значение. С. сводит все знание к ощущению: разум все свое содержаще получает из ощущений ("Nihil est in intellectu quod non ante fuerit in sensu"), a ощущение - из опыта; таким образом, внешний мир является источником и критерием познания. В этом пункте заключается и сходство, и различие С. с материализмом. Оба направления утверждают, что источник всего нашего познания - внешний мир, но внешний мир понимается ими совершенно различно. Материализм верит в полное или частичное тождество содержания ощущений с качествами предмета, чего С. не признает. Кондильяк в своем "Trait é des sensations" (гл. I, § 2) заявляет, что статуя, одаренная обонянием, испытывает лишь чисто субъективное состояние, когда обоняет запах розы ("les odeurs ne sont à son égard que ses propres modifications ou manières d"ê tre"). В вопросе об отношении ощущений к качествам предмета Кондильяк вовсе воздерживается от суждения, считая этот вопрос праздным ("Tr. d. S.", 4-я часть, гл. 5, примеч. к § 1). Таким образом, С. отнюдь не ведет к материализму; напротив того, из него легче вывести субъективизм (т. е. отрицание возможности познать внешний мир и заключить, что все познание целиком развивается из внутренних состояний сознания). Это роднит С. с субъективным идеализмом (напр., Фихте); различие между ними заключается лишь в понимании деятельности субъекта. Для субъективного идеализма сущность сознания состоит в синтетической деятельности разума, и ощущение есть лишь одна и притом низшая ступень этой деятельности; для С., наоборот, в ощущении и состоит вся деятельность сознания, из него выводится мышление и т. д. ("La sensation enveloppe toutes les facult és de l"ame" - "Traite des Sens.", I, гл. 7, § 2). Кратко эту мысль выражает Гельвеций в словах: "juger, c"est sentir". Из такого отождествления мышления с ощущением следует, что никаких особых законов мысли нет. История образования ощущений, которую подробно изложил Кондильяк в своем "Trait é des Sens.", рассказывает, как из ощущений сами собой образуются память, внимание и мышление и каким образом создается иллюзия самостоятельных духовных процессов, независимых от ощущения; в действительности необходимость мысли есть не что иное, как привычка или ассоциация, ставшая в силу частого повторения неразрывною. Всякое знание всегда имеет в своей основе известное ощущение, следовательно, знание всегда может быть только частным; обобщениям ничего реального не соответствует. Источник знания в то же самое время определяет и характер, и границы его; этот источник есть, таким образом, критерий истины. Так как ощущение зависит от впечатлений, идущих извне, - положение, которое сенсуалистами принимается на веру, - всякий же опыт есть нечто случайное, иррациональное, относительное, то всему знанию приходится приписывать случайный и относительный характер. Милль, исходя из психологических фактов, дает следующее определение материи: материя или предмет есть не что иное, как постоянная возможность ощущений. Это определение вполне соответствует духу С., и намеки на него мы встречаем уже у Кондильяка, с точки зрения которого предмет есть совокупность представлений о величине, плотности, твердости и т. д., т. е. соединение представлений, полученных из разных категорий ощущений, главным образом осязания, и для образования представления о предмете вовсе не нужно мыслить носителя качеств или субстрата. Такова в общих чертах гносеология С. В заслугу С. можно поставить то, что он обратил внимание на более подробный психологический анализ фактов ощущения и восприятия, стараясь определить значение ощущений в познании вообще и значение отдельных категорий ощущений. В этом отношении особенного внимания заслуживают работы Кондильяка. Однако психологический анализ С. страдает тем, что смотрит с предвзятой точки зрения на факты, подлежащие анализу. С., подобно фокуснику, вкладывает в ощущение все то, что вовсе не свойственно ощущению самому по себе и что С. с торжеством из него извлекает. Не ощущение создает сознание, память, воображение и мышление, а синтетическая деятельность сознания проявляется в этих различных формах в зависимости от различного материала, с которым она орудует. С. механизирует, принижает деятельность сознания и по самому элементарному ее обнаружению хочет судить обо всей деятельности. Неправильному психологическому анализу соответствуют и неверные гносеологические выводы - неправомерное ограничение области знания, неправильное объяснение особенностей его (напр., характера математического знания), неправильное указание критерия истины. Исторически сенсуализм проявлялся разнообразно и в различные времена, переплетаясь с материализмом, эмпиризмом и субъективным идеализмом; трудно поэтому написать историю С., не внеся в нее чуждых элементов. Соединение С. с материализмом есть соnt r adictio in adjecto, ибо уже самая возможность ощущения, как это отлично сознавал Кондильяк, исключает материализм, предполагая существование способности духа. Сам по себе С. есть известная форма субъективного идеализма, противоположная той, которая (напр., Фихте старший) видит в деятельности разума сущность духа. С эмпиризмом С. имеет общую точку отправления в психологическом анализе и общий взгляд на значение опыта. В древности С. можно отметить в системах Эпикура и стоиков. Ощущения образуются, по мнению Эпикура, тем, что от предметов отделяются образы, которые попадают в органы ощущений и насильно ими воспринимаются. Всякое ощущение истинно. В ощущениях заключается критерий истины; все, что не согласно с этим критерием, ложно. Хотя стоицизм развился в постоянной полемике с эпикуреизмом, у этих двух направлений много общего. Душа, по мысли стоиков, материальна; но материализм стоиков заключает в себе пантеистические элементы, позволявшие им настаивать на единстве души, на силе разумной деятельности как коренной черты человеческой души. Душа стоиков не пассивна, подобно эпикурейской, а деятельна. В учении об ощущении стоики делают к эпикурейской теории существенное добавление: все возникает из ощущений - в этом стоики согласны с эпикурейцами; но в ощущениях, прибавляют стоики, проявляется деятельность души. В утверждении стоиков, что все представления возникают из ощущений, что все общее образуется из единичного, что критерий истины заключается в φαντασίαι καταληπτικαί и в толковании, которое они дают этому критерию, ясны принципы С., с которым учение о деятельности разума не вполне справилось. В новой философии распространению С. способствовал Локк; хотя он был эмпириком и считал себя отчасти учеником Декарта, тем не менее несомненно, что его "Опыт о человеческом разумении" способствовал С. Из двух источников познания - ощущений и рефлексии - Локк гораздо подробнее рассмотрел первый. Его учение о рефлексии страдает той же неопределенностью, которая заметна и в его рассуждениях о субстанции, так что из Локка весьма нетрудно было вывести последовательное сенсуалистическое учение. В введении к своим "Новым опытам о человеческом разумении" Лейбниц сводит разногласие между С. и рационализмом к нескольким основным пунктам и Локку, хотя и с оговорками, приписывает учение сенсуалистов, что душа есть tabula rasa, что все знание происходит из внешнего опыта, не исключая и истин математических, и т. д. Последовательный С. мы находим в сочинениях Кондильяка, а именно в его "Essai sur l"origine des connaissances humaines", " Traité des sensations" и "Trait é des systè mes". Несмотря на несовершенство его психологического метода, на полное отсутствие экспериментального характера в его исследованиях, построенных на умозрительных, априорных предположениях, работы Кондильяка сохраняют значение в истории психологии. Книга Гельвеция "De l"esprit" не прибавляет ничего принципиально нового к "Трактату об ощущениях", хотя у Гельвеция больший наклон к материализму, чем у Кондильяка. Катт написал дополнение к Кондильяку в книге "Trait é des sensations et des passions en géné ral". Боппэ подражал Кондильяку и в том отношении, что исходной его точкой служит воображаемая статуя, одаренная жизнью. Вся школа так назыв. французских идеологов находится в большей или меньшей зависимости от Кондильяка, с которым некоторые из ее представителей полемизируют, другие - соглашаются. Защиту С. в новейшее время взял на себя Тольбе, в сочинениях "Neue Darstellung des Sensualismus" (1855), "Die Grenzen und der Ursprung der menschlichen Erkenntniss im Gegensatz zu Kant und Hegel" (1865) и "Grundz ü ge einer extensionalen Erkenntnisstheorie" (посмертное соч., 1875, не окончено). С. новейшего времени представляет опять поворот от феноменализма Кондильяка к материализму (таково, напр., сочинение A. Mayer"а "Die Lehre von d. Erkenntniss", Лпц., 1875), объясняемый общим усилением материалистических тенденций в 60-х и 70-х гг. См. Harms, "Die Philosophie in ihrer Geschichte" (I, "Psychologie", Б., 1878, II: "Logik", 1887); Picaret, "Les id é ologues" (П., 1891), Cousin, "Hist oire géné rale de la philosophie" (П., 1861).

Сенсуализм – это одно из направлений в изучении теории познания, в основе которого лежит понятие того, что достоверные знания заложены в чувствах .

В переводе с лат. sensus – ощущение, чувство.

Сенсуализм тесно связан с эмпиризмом (изучает теорию познания и предполагает, что содержание знания сводится к чувственному опыту) и оценивает соотношение разумно-дискурсивного и чувственного познания, при этом противоречит рационализму (метод познания, в основе которого источником действий является разум).

Существует принцип сенсуализма: «Нет ничего в разуме, чего ранее не было бы в чувстве». Он подтверждает, что сенсуализм – это форма познания через чувства, ощущения, восприятия и представления. Этот принцип остался со времен античности и применяется в философии сегодня. Он противопоставлен учению об априорности знания (знание до опыта).

Среди представителей этого направления можно выделить таких философов и мыслителей, как Дж. Локк, Этьен Бонно де Кондильяк, Эпикур, Протагор, Гессенди, Беркли, Юм, Гоббс, Дидро и др.

Употреблять же термин «сенсуализм» стали благодаря Кузену, именно он ввел его в философию, но этот термин так и не закрепился. Сегодня сенсуализм – это направление в гносеологии, которое противопоставляется интеллектуализму и рационализму.

Основные положения

Врожденные идеи отрицаются . Иными словами, признается только производное значение разума, а не первичное. Знания сведены к ощущению – знания получают из ощущений, а ощущения из опыта.

Исходя из этого, окружающий мир является и источником знания, и аспектом. В этом и заключается одновременно сходство и различие двух направлений: сенсуализма и материализма, поскольку представители этих направлений по-разному понимаю окружающий мир.

Кто такие сенсуалисты?

Сенсуалистами принято называть приверженцев данного философского направления. Сенсуалисты считают, что главная форма познания – это ощущения.

Крупными философами-сенсуалистами являются:

  • Этье Бонно де Кондильяк;
  • Протагор;
  • Джон Локк.

В своих трудах Кондильяк выдвигал теорию, что из ощущения выводятся: память, внимание и мышление. Из чего можно сделать вывод – законов мысли нет . Также он показал создание иллюзии самостоятельных духовных процессов, никак не зависящих от ощущения. Он считал, что необходимость мыслить – это привычка , которая из-за своего постоянства стала неразрывной, а источник знания – это критерий истины, имеющий границы и характер. Поскольку ощущение зависимо от впечатлений, а опыт можно назвать случайным (иррациональным), то такой же случайный характер можно приписать и знанию.

В теории сенсуализма древнегреческий философ Протагор ярко выражает идеализм. В чувственной деятельности идеализированный социализм видит самостоятельную сферу сознания. Протагор утверждал, что чувственное восприятие – источник человеческих знаний, при этом чувственность передает некие данные из определенных состояний, но никак не о внешних вещах, которые являются причинами этих состояний.

Мнение Дж. Локка четко выражено в философии Нового времени. Важную роль в развитии сенсуализма сыграло его мнение о том, что источника познания два – это ощущение и рефлексия , при этом более подробно он рассматривал значимость ощущения, о чем писал в своем труде «Опыт о человеческом разумении».

Предмет на основе убеждений сенсуализма

Джон Стюарт Милль , исходя из психических факторов, определяет, что предмет (материя) – это возможность чувств. Утверждения Кондильяка напоминают подобную теорию. Исходя из его утверждений, предмет – соединенные представления о нем (величина, твердость, плотность и т.д.), получаемые благодаря чувствительности (например, осязания). Таким образом, получить понятие о предмете можно при помощи чувств .

Сенсуализм и критика

Важно отметить, что благодаря сенсуализму в философии был произведен психологический анализ факторов ощущения и восприятия представителями данного направления. В своих попытках определить значимость этих факторов, ученые принимали немалые усилия. Особенно заслуживает внимания мнение Кондильяка . Однако этот анализ имеет и недостатки. Он имеет предвзятое отношение: в ощущение вкладывается совсем не то, что свойственно ему, так как память создает мышление, воображение и сознание, а не ощущение. Деятельность сознания, в свою очередь, проявляется благодаря данным формам и проработанному материалу этих форм.

Представители сенсуализма судят о деятельности сознания в целом, механизируют ее, из-за чего эти неправильные выводы приводят к неправильному психологическому анализу . Критики считают, что данное направление ограничивает знания и формирует ложные выводы.

Взаимосвязь с другими направлениями

  • Сенсуализм как форма субъективного идеализма.

Это утверждение противоположно тому, что в деятельности разума может присутствовать сущность духа (Фихте старший). Если говорить об эмпиризме, то с сенсуализмом у этого направления есть некая схожесть: одинаковый взгляд на значимость опыта в познании .

  • Стоицизм и эпикуреизм.

Еще в древности сенсуализм применялся в системах Эпикура и стоиков. Эпикур считал, что критерий истины заложен в ощущении – и его формирование происходит от образа, отделяющегося от предмета. Образ попадает в систему ощущений и воспринимается этой системой искусственно.

Стоики считают, что душа материальна, только в данном материализме используются элементы пантеизма. Благодаря этим элементам можно судить о душе. По их мнению, душа активна. Стоики соглашаются с эпикурейцами: ощущение – источник. При этом добавляют, что душа проявляет деятельность в ощущении.

Философия Нового времени

Новейшее время в философии – это время с 1918 года. Если говорить о сенсуализме после революции, то данное направление продолжал защищать Тольбе . Данный мыслитель в своих трудах снова совершает переворот – от феноменализма к материализму . В ХХ веке сформировалась такая разновидность сенсуализма, как эмпириокритицизм . Данное направление разработали Р. Авенариус и Э. Мах. Мыслители Нового времени считали, что ощущения заложены в чувствах, проявлении воли и настроении.

Сенсуализм и сенсуалисты