Какие совокупности можно выделить в сфере образования. Предмет статистики
РАЗДЕЛ I
ВВЕДЕНИЕ В ТЕОРИЮ СТАТИСТИКИ
ГЛАВА 1 . СТАТИСТИКА КАК НАУКА
1.1. Методические указания
Эта тема имеет большое значение не только для курса теории статистики, но и для всех статистических дисциплин вообще. В ней излагаются важнейшие вопросы статистической науки: о предмете статистической науки, ее методе, теоретических основах, задачах и др. В результате изучения темы студент должен получить ясное представление о том, что изучает статистика, ее место в системе наук, теоретические основы, важнейшие принципы, категории и понятия, основные задачи статистики на современном этапе.
Изучение темы должно вооружить студента пониманием основ теории статистики и статистической методологии.
При рассмотрении материала темы важно уяснить необходимость привлечения массовых данных для объективного познания действительности; ведущую роль социально-экономических категорий в статистическом исследовании.
Необходимо хорошо усвоить такие важнейшие понятия статистической науки, как статистическая совокупность, единица совокупности, признаки и их классификация, вариация признаков, статистический показатель. Без них невозможно обойтись в дальнейшем изучении других статистических дисциплин, в которых применяются понятия, термины, показатели, формулы теории статистики, но не разъясняются их сущность, смысл и значение, поскольку это составляет задачу теории статистики.
Понятие статистики. Статистика, вернее ее методы исследования, широко применяется в различных областях человеческих знаний. Однако, как любая наука, она требует определения предмета ее исследования. В связи с этим различают статистику, занимающуюся изучением социально-экономических явлений, которая относится к циклу общественных наук, и статистику, занимающуюся закономерностями явлений природы, которая относится к наукам естественным.
Настоящий курс посвящен теории статистики социально-экономических явлений.
Авторы большинства современных отечественных вузовских учебников по теории статистики (общей теории статистики) под статистикой понимают предметную общественную науку, т.е. науку, имеющую свои особые предмет и метод познания. Поэтому в процессе изучения темы необходимо уяснить, что статистика – общественная наука, которая изучает количественную сторону качественно определенных массовых социально-экономических явлений и процессов, их структуру и распределение, размещение в пространстве, движение во времени, выявляя действующие количественные зависимости, тенденции и закономерности, причем в конкретных условиях места и времени.
Предмет статистики. При изучении темы необходимо в первую очередь обратить особое внимание на определение предмета, метода и задач статистики, на уяснение сущности и содержания статистической науки, отличающих ее от других социально-экономических наук, а также от математики. Вопросы предмета и метода статистики являются исходными, с них начинается первое знакомство с основами статистической науки.
В процессе изучения данной темы важно уяснить, что статистика как наука исследует не отдельные факты, а массовые социально-экономические явления и процессы, выступающие как множество отдельных факторов, обладающих как индивидуальными, так и общими признаками.
Объект статистического исследования (в каждом конкретном случае) в статистике называют статистической совокупностью. Статистическая совокупность – это множество единиц, обладающих массовостью, однородностью, определенной целостностью, взаимозависимостью состояния отдельных единиц и наличием вариации. Например, в качестве особых объектов статистического исследования, т.е. статистических совокупностей, может выступать множество коммерческих банков, зарегистрированных на территории Российской Федерации, множество акционерных обществ, множество граждан какой-либо страны и т.д. Важно помнить, что статистическая совокупность состоит из реально существующих материальных объектов.
Каждый отдельно взятый элемент данного множества называется единицей статистической совокупности .Единицы статистической совокупности характеризуются общими свойствами, именуемыми в статистике признаками, т.е. под качественной однородностью совокупности понимается сходство единиц (объектов, явлений, процессов) по каким-либо существенным признакам, но различающихся по каким-либо другим признакам. Например, из названных совокупностей множество коммерческих банков наряду с качественной определенностью (принадлежностью к разряду кредитных учреждений) обладает различиями по размеру объявленных уставных фондов, численности работающих, сумме активов и т.д.
Качественная определенность совокупности, хотя и имеет объективную основу, устанавливается в каждом конкретном статистическом исследовании в соответствии с его целями и познавательными задачами.
Единицы совокупности наряду с общими для всех единиц признаками, обусловливающими качественную определенность совокупности, также обладают индивидуальными особенностями и различиями, отличающими их друг от друга, т.е. существует вариация признаков. Она обусловлена различным сочетанием условий, которые определяют развитие элементов множества. Например, уровень производительности труда работников банка определяется его возрастом, квалификацией, отношением к труду и т.д. Именно наличие вариации предопределяет необходимость статистики. Необходимо помнить, что вариация признака может отражаться статистическим распределением единиц совокупности.
Важно также помнить, что статистика как наука изучает прежде всего количественную сторону общественных явлений и процессов в конкретных условиях места и времени, т.е. предметом статистики выступают размеры и количественные соотношения социально-экономических явлений, закономерности их связи и развития.
Количественную характеристику статистика выражает через определенного рода числа, которые называются статистическими показателями. Статистический показатель отражает результат измерения у единиц совокупности и совокупности в целом.
Однако тогда возникает вопрос, чем же статистика отличается от математики?
Основное отличие состоит в том, что статистика изучает количественную сторону качественно определенных массовых общественных явлений в данных условиях места и времени. При этом качественную определенность единичных явлений обычно определяют сопряженные науки.
При изучении данной темы важно выяснить теоретические основы статистики и проблему применения закона больших чисел.
Теоретические основы статистики как науки. Теоретическую основу любой науки, в том числе и статистики, составляют понятия и категории, в совокупности которых выражаются основные принципы данной науки. В статистике к важнейшим категориям и понятиям относятся: совокупность, вариация, признак, закономерность.
При изучении данного вопроса важно уяснить, что статистические совокупности обладают определенными свойствами, носителями которых выступают единицы совокупности (явления), обладающие определенными признаками. По форме внешнего выражения признаки делятся на атрибутивные (описательные, качественные) и количественные. Атрибутивные (качественные) признаки не поддаются количественному (числовому) выражению.
Отличие количественных признаков от качественных состоит в том, что первые можно выразить итоговыми значениями, например общий объем перевозок грузов предприятиями транспорта и т.д., вторые – только числом единиц совокупности, например число театров по видам деятельности.
Количественные признаки можно разделить на прерывные (дискретные) и непрерывные.
Статистическая закономерность – это форма проявления причинной связи, выражающаяся в последовательности, регулярности, повторяемости событий с достаточно высокой степенью вероятности, если причины (условия), порождающие события, не изменяются или изменяются незначительно. Статистическая
закономерность устанавливается на основе анализа массовых данных. Она возникает в результате действия объективных законов, выражая каузальные отношения.
Так как статистическая закономерность обнаруживается в итоге массового статистического наблюдения, это обусловливает ее взаимосвязь с законом больших чисел.
Сущность закона больших чисел заключается в том, что в числах, суммирующих результат массовых наблюдений, выступают определенные правильности, которые не могут быть обнаружены на небольшом числе факторов. Закон больших чисел порожден свойствами массовых явлений. Важно помнить, что тенденции и закономерности, вскрытые с помощью закона больших чисел, имеют силу лишь как массовые тенденции, но не как законы для каждого отдельного, индивидуального случая.
Предмет и метод составляют сущность любой науки, в том числе и статистики.
Метод статистики. Статистика как наука выработала приемы и способы изучения массовых общественных явлений, зависящие от особенностей ее предмета и задач, которые ставятся при его изучении. Приемы и способы, с помощью которых статистика изучает свой предмет, образуют статистическую методологию.
Под статистической методологией понимается система приемов, способов и методов, направленных на изучение количественных закономерностей, проявляющихся в структуре, динамике и взаимосвязях социально-экономических явлений. Задача статистического исследования состоит в получении обобщающих характеристик и выявлении закономерностей в общественной жизни в конкретных условиях места и времени, которые проявляются лишь в большой массе явлений через преодоление свойственной ее единичным элементам случайности. Важно уяснить, что статистическое исследование состоит из трех стадий:
- статистическое наблюдение;
- сводка и группировка результатов наблюдения;
- анализ полученных обобщающих показателей.
Все три стадии связаны между собой, и каждой из них используются специальные методы, объясняемые содержанием выполняемой работы.
Познавательные задачи статистики. Исходя из характера и основных черт предмета статистики как науки можно сформулировать следующие ее задачи. Это изучение:
Уровня и структуры массовых социально-экономических явлений и процессов;
Взаимосвязей массовых социально-экономических явлений и процессов;
Динамики массовых социально-экономических явлений и процессов.
Важно также уяснить, что статистика состоит из ряда отраслей, выделившихся в процессе развития, и общая теория статистики является методологической основой, ядром всех отраслевых статистик, так как она разрабатывает наиболее общие понятия, категории, принципы, которые имеют общестатистический смысл, и методы количественного изучения социально-экономических явлений.
1.2. Задачи и упражнения
1.1. Назовите в качестве примера сферы общественной жизни, изучаемые статистикой.
1.2. Сформулируйте определение статистики как науки и дайте ему соответствующее обоснование.
1.3. Дайте характеристику основным чертам определения предмета статистики:
а) почему статистика является общественной наукой?
б) почему статистика изучает количественную сторону общественных явлений в связи с их качественным содержанием?
в) почему статистика изучает массовые явления?
г) почему каждое статистическое исследование должно опираться на изучение всех относящихся к данному вопросу фактов?
1.4. К каким видам (количественным или атрибутивным) относятся следующие признаки:
а) количество работников на фирме;
б) родственные связи членов семьи;
в) пол и возраст человека;
г) социальное положение вкладчика в Сбербанк;
д) этажность жилых помещений;
е) количество детей в семье;
ж) розничный товарооборот торговых объединений.
1.5. Укажите, какие совокупности можно выделить в высшем учебном заведении для статистического изучения?
1.6. Укажите, какие можно выделить статистические совокупности кредитных учреждений; сферы потребительского рынка; крестьянских хозяйств.
1.7. Какими количественными и атрибутивными признаками можно охарактеризовать совокупность студентов вуза?
1.8. Исследуется совокупность коммерческих банков Москвы. Какими количественными и качественными признаками можно ее охарактеризовать?
1.9. Назовите наиболее существенные варьирующие признаки, характеризующие студенческую группу.
1.10. Назовите основные факторные признаки, определяющие вариацию успеваемости студентов.
1.11. Какими показателями можно охарактеризовать совокупность жителей города?
1.12. Приведите перечень показателей, которыми можно было бы при статистическом обследовании полно охарактеризовать следующие явления:
а) население;
б) потребительский рынок;
в) промышленность;
г) транспорт и связь.
Для этой цели используйте ежемесячный журнал Госкомстата России «Статистическое обозрение» или статистические ежегодники Госкомстата России.
1.13. Назовите варьирующие и неварьирующие признаки у людей, фермерских хозяйств.
1.14. Найдите соответствующие данные и сравните половой состав населения России по данным переписей населения 1970, 1979 и 1989 гг. Какие выводы на основании этого сравнения можно сделать о половой структуре населения России и тенденциях ее изменения?
1.15. Какими признаками – прерывными или непрерывными – являются:
а) численность населения страны;
б) количество браков и разводов;
в) производство продукции легкой промышленности в стоимостном выражении;
г) капитальные вложения в стоимостном выражении;
д) процент выполнения плана реализованной продукции;
е) число посадочных мест в самолете;
ж) урожайность зерновых культур в центнерах с 1 га.
1.16. К каким видам (качественным или количественным) относятся следующие признаки:
а) тарифный разряд рабочего;
б) балл успеваемости;
в) форма собственности;
г) вид школы (начальная, неполная средняя и т.д.);
д) национальность;
е) состояние в браке.
1.17. Найдите в статистическом сборнике Госкомстата России и выпишите статистические показатели по нескольким качественным и количественным признакам.
1.18. Из того же сборника (см. задание 1.17) выпишите данные по нескольким прерывным и непрерывным количественным признакам.
1.19. Используя статистические сборники, выпишите данные, характеризующие структуру:
б) использования денежных доходов населения;
в) производственных инвестиций по отраслям экономики.
1.20. По статистическим сборникам Госкомстата России выпишите данные, характеризующие динамику за четыре-пять лет:
а) численности населения;
б) производства отдельных видов продовольственных товаров;
в) экспорта и импорта;
г) курса доллара США и индекса потребительских цен на товары и платные услуги.
1.21. Назовите, какие понятия, категории и методы излагаются в отрасли статистической науки – общей теории статистики.
1.22. Назовите, что изучает экономическая статистика. Какие отрасли экономической статистики вы знаете?
1.23. Укажите, чем объясняется разделение статистической науки на отдельные отрасли и почему изучение статистической науки начинается с общей теории статистики?
1.24. Перечислите специфические методы, присущие статистическому исследованию.
1.25. Какие вы знаете статистические сборники, издающиеся в России?
1. Практические занятия. По данной теме целесообразно провести семинар «Статистическая наука, ее предмет и метод». Примерный план семинара:
а) предмет статистики;
б) метод статистики;
в) отрасли статистической науки и задачи статистики в условиях рыночной экономики.
В процессе обсуждения пунктов а) и б) плана семинара должны быть раскрыты: объект статистического изучения, специфические особенности статистической науки, ее отличия от других общественных наук и роль качественного анализа в статистике. Здесь же должны быть рассмотрены вопросы о значении теории познания как методологической основы статистической науки и о специфических особенностях статистического метода. В последнем пункте плана семинара необходимо рассмотреть вопрос о роли общей теории статистики как отрасли статистической науки.
Так как семинары представляют собой первые аудиторные занятия по статистике, целесообразно провести их по докладной системе. Практика показывает, что студенты обычно испытывают значительные затруднения в выступлениях на первых занятиях без специальной и обстоятельной подготовки по какому-нибудь вопросу. Постановка докладов мобилизует внимание всей аудитории, вызывает желание высказываться по обсуждаемым вопросам.
Вместе с тем мы не считаем докладную систему семинарских занятий обязательной для всех. В зависимости от конкретных особенностей группы, ее состава может быть применена и «свободная» форма семинара, без предварительного распределения докладов между студентами.
2. Задания для самостоятельной внеаудиторной работы студентов. Можно предложить написать небольшие рефераты по вопросам темы, а также рефераты, посвященные выдающимся ученым, например А. Кетле, В. Петти, Ю.Я. Янсону, А.И. Чупрову, А.А. Кауфману, А.А. Чупрову и др.
3. Аудиторная контрольная работа. По теме целесообразно провести получасовую контрольную работу в виде кратких ответов студентов на один-два вопроса (например, «Что такое статистическая закономерность?», «Что изучает статистика?» и т.д.). Можно также рекомендовать контрольные вопросы, построенные на основании и трактовке конкретного статистического материала. В частности, студентам рекомендуется предложить систему показателей, характеризующих население, например, страны, области, района, и попросить их сделать соответственные выводы, а также контрольные вопросы в виде тестов.
Ответы на тестовые вопросы:
1. Статистика - это самостоятельная общественная наука, имеющая свой предмет исследования и свои специфические методы:
2. Объекты изучения статистики - это:
множество единиц (объектов, явлений), объединенных единой закономерностью и варьирующих в пределах общего качества
статистическая совокупность
3. Предметом изучения статистики являются:
размеры и количественные соотношения качественно определенных массовых общественных явлений, закономерности их связи и развития в конкретных условиях места и времени
4. Статистика, как целостная система научных дисциплин, включает в себя:
теорию статистики
социально-экономическую статистику
отраслевые статистики
5. Теория статистики - это наука:
о наиболее общих принципах и методах статистического исследования социально-экономических явлений
6. Кто из ученых ввел в научный обиход термин "статистика"?
Готфрид Ахенваль
7. Статистическая совокупность - это:
масса отдельных единиц одного и того же вида, объединенных единой качественной основой, но различающихся между собой по ряду признаков
8. Стадии (этапы) статистического исследования - это:
сбор первичной статистической информации
статистическая сводка и разработка первичной информации
анализ полученных сводных материалов
9. Является ли диалектический метод познания общей основой разработки и применения статистической методологии?
10. Статистический показатель - это:
количественно-качественная обобщающая характеристика какого-то свойства совокупности в конкретных условиях места и времени
11. Система статистических показателей - это:
совокупность взаимосвязанных показателей, объективно отражающих состояние, развитие и взаимосвязи массовых социально-экономических явлений
12. Статистическая методология - это:
система специфических приемов, способов и методов, позволяющих изучать закономерности массовых общественных явлений
13. Специфическая особенность статистической науки состоит в том, что при изучении своего предмета она образует статистические совокупности:
14. Статистическая закономерность - это:
основная, существенная черта, типическое свойство статистической совокупности
форма проявления причинной связи, выражающаяся в последовательности, регулярности, повторяемости событий
15. Действие закона больших чисел помогает выявить статистическую закономерность?
16. Обобщающий статистический показатель представляет собой:
измеренную величину признака, свойственную всей массе единиц совокупности, но возможно и не свойственную при этом отдельным ее единицам
17. Укажите, какие из перечисленных методов являются статистическими:
массового наблюдения
сводки и группировки данных
средних величин
18. Единицей статистической совокупности является:
первичный элемент объекта статистического наблюдения, являющийся носителем признака, подлежащего регистрации
19. Единица статистического наблюдения - это:
первичная единица, от которой должны быть получены необходимые статистические сведения
20. Вариация признака в совокупности - это:
изменение значения признака при переходе от одной единицы совокупности к другой
21. Статистический показатель имеет следующие атрибуты:
количественную и качественную определенность
место и время
22. По форме внешнего выражения признаки делятся на:
атрибутивные
количественные
23. Распределение работников по образованию - это распределение по признаку:
атрибутивному
24. Целью статистического исследования является:
выявление статистических закономерностей структуры и динамики социально-экономических явлений и их взаимосвязей
25. Статистическая методология (методы статистики) - это:
специфические приемы, с помощью которых статистика изучает свой предмет
26. Статистика как отрасль знаний - это:
наука, представляющая собой сложную и развлетвленную систему научных дисциплин обладающих определенной спецификой и изучающая количественную сторону массовых общественных явлений и процессов в неразрывной связи с их качественным содержанием
27. Варьирующие признаки - это признаки:
принимающие различное количественное или качественное выражение у разных единиц совокупности
28. Статистический учет - это:
обобщающий учет, выходящий на показатели макроуровня
29. Ведомственная статистика - это:
централизованная система сбора и обработки статистических сведений, осуществляемых соответствующими министерствами и ведомствами
30. Государственная статистика - это:
централизованная система сбора и обработки статистической информации, руководство которыми осуществляет Федеральная служба государственной статистики
31. Статистическое наблюдение - это:
первая стадия статистического исследования, представляющая собой научно-организованный учет фактов о массовых общественных явлениях и процессах по заранее разработанной программе наблюдения
32. Укажите виды статистического наблюдения по времени регистрации.
непрерывное, периодическое и единовременное наблюдение
33. Укажите основные программно-методологические вопросы статистического наблюдения:
определение цели наблюдения, объекта и единиц наблюдения; разработка программ и методологии расчета показателей; выбор вида и способа наблюдения
34. Объект статистического наблюдения - это:
совокупность общественных явлений и процессов, которые подлежат наблюдению
35. Выберите правильное определение единицы наблюдения:
первичный элемент объекта статистического наблюдения, который является носителем признаков, подлежащих регистрации
36. Основные организационные вопросы статистического наблюдения - это определение:
организации, осуществляющей наблюдение, определение срока или времени проведения наблюдения, места наблюдения, проведение подготовительных мероприятий, инструктирование кадров, разъяснительная работа о задачах и целях статистического наблюдения
37. Определение статистической сводки:
научно-организованная обработка материалов статистического наблюдения, состоящая в их проверке, систематизации, обработке и подсчете итогов
38. Статистическая группировка - это:
разделение единиц совокупности на группы по существенным для них варьирующим признакам
объединение единиц совокупности в группы по существенным варьирующим признакам
39. Классификация - это:
особый вид группировки, представляющий собой устойчивую, фундаментальную группировку по атрибутивному признаку, содержащую подробную номенклатуру групп и подгрупп
40. Группировки в соответствии с решаемыми задачами делятся на:
типологические, структурные и аналитические
41. Как определяется интервал для группировки с равными интервалами:
отношением размаха вариации к числу образуемых групп
42. Ряды распределения бывают следующих видов:
атрибутивные и вариационные
интервальные и дискретные
43. Вариационные ряды бывают следующих видов:
интервальные и дискретные
44. Статистическая таблица - это:
Форма рационального изложения статистической информации о социально-экономических явлениях в виде взаимопересекающихся горизонтальных и вертикальных линий, образующих строки и графы, в которых записаны цифры
45. Как называется в статистической таблице объект изучения?
подлежащее
46. Как называется в статистической таблице перечень числовых показателей, характеризующих объект?
сказуемое
47. Виды статистических таблиц:
простые, групповые и комбинационные
48. График - это:
совокупность точек, линий, фигур, с помощью которых изображаются статистические показатели
49. Гистограмма является графиком ряда:
интервального
50. Полигон - это график ряда:
дискретного
51. Частоты - это числа:
абсолютные
52. Частости - это числа:
относительные
53. Первичный элемент объекта, являющийся носителем признаков, подлежащих регистрации, называется:
единицей наблюдения
54. Перечень признаков (или вопросов), подлежащих регистрации в процессе наблюдения, называется:
программой наблюдения
55. Если признак имеет непрерывный характер, то строится ряд:
интервальный вариационный
56. Дискретный вариационный ряд графически изображается с помощью:
полигона
кумуляты
огивы
57. Накопленные частоты используются при построении:
кумуляты
58. Операция по образованию новых групп на основе ранее построенной группировки называется группировкой:
вторичной
59. Максимальное и минимальное значения признаков в совокупности равны соответственно 28 и 4. Определите величину интервала группировки, если выделяется 6 групп.
60. Если две группировки несопоставимы из-за различного числа групп, то они могут быть приведены к сопоставимому виду с помощью группировки:
вторичной
61. Абсолютными величинами в статистике называют:
суммарные обобщающие показатели, характеризующие размеры (уровни, объемы) общественных явлений в конкретных условиях места и времени
62. Относительными величинами в статистике называют:
обобщающие показатели, выражающие соотношения абсолютных, средних или ранее полученных относительных показателей
63. Какие единицы измерения имеют абсолютные величины?
натуральные, условно-натуральные, трудовые и стоимостные
64. Абсолютные величины - это:
всегда именованные числа, т. е. имеют единицы измерения
65. Укажите виды относительных величин:
показатели выполнения плана, структуры, сравнения, динамики, координации интенсивности развития
66. Укажите единицы измерения относительных величин (за исключением показателей интенсивности развития):
проценты, промилле, продецимилле, коэффициенты
67. Для анализа общественных явлений достаточна характеристика с использованием величин:
необходимо комплексное применение абсолютных и относительных величин
68. Определите структуру предприятий на территории районного центра, если крупных предприятий - 1 , средних - 7 и малых - 2.
69. Относительная величина динамики определяется:
отношением однородных величин, характеризующих явление за разные периоды времени или даты
70. Относительная величина координации определяется:
отношением между собой двух частей одной совокупности
71. Относительная величина интенсивности развития определяется отношением:
двух разноименных показателей, характеризующих определенную связь между собой
72. К какому виду относительных величин следует отнести показатель: “Плотность населения на 1 кв. км. в области в 2000 году составила 75 человек”?
интенсивность развития
73. Для преобразования натуральных единиц измерения в условно-натуральные и наоборот необходимо воспользоваться коэффициентами:
перевода (пересчета)
74. Для преобразования условно-натуральных величин в натуральные первые необходимо:
разделить на соответствующий коэффициент перевода
75. Промилле десятичной дробью составляет:
76. Относительная величина выполнения плана есть отношение уровней:
достигнутого в отчетном периоде к запланированному
77. Слова некогда известной песни: «. . . потому, что на десять девчонок по статистике девять ребят». В указанном соотношении представлена относительная величина:
сравнения
78. Показатели, которые получаются суммированием значений (размеров, объемов) варьирующего признака всех единиц совокупности, называются:
объемом варьирующего признака
79. К какому виду абсолютных величин относится показатель "Собственные средства коммерческого банка"?
индивидуальные абсолютные величины
80. Суммарная абсолютная величина "число коммерческих банков"является:
объемом совокупности
81. Отношения одной части изучаемой совокупности к другой ее части называют относительной величиной:
координации
82. Отношение одноименных абсолютных величин, соответствующих одному и тому же периоду или моменту времени, относящихся к различным совокупностям, называются относительными величинами:
сравнения
83. Отношение текущего показателя к предшествующему или базисному показателю представляет собой относительную величину:
планового задания
84. Чтобы получить относительную величину динамики с постоянной базой сравнения для i-го периода необходимо:
перемножить относительные величины динамики с переменной базой сравнения за второй, третий. . . (i-1)-й и i-й периоды
85. Сумма относительных величин структуры, выраженных в процентах и рассчитанных по одной совокупности, должна быть:
86. В первом квартале товарооборот магазина составил 300 млн. руб. , во втором квартале товарооборот 400 млн. руб. , при плане 360 млн. руб. Определите относительную величину планового задания:
87. Произведение относительных величин выполнения плана и планового задания равно относительной величине:
динамики
88. Относительная величина выполнения плана равна:
отношению относительной величины динамики к относительной величине планового задания
89. К какому виду относительных величин относится показатель "уровень ВВП РФ на душу населения"?
интенсивности и уровня экономического развития
90. Показатель "стоимость продукции на 1000 руб. основных производственных фондов (фондоотдачи) " относится к какому виду относительных величин:
интенсивности
91. Укажите верное определение средней величины:
обобщающий показатель, характеризующий типичный уровень явления в конкретных условиях места и времени, отражающий величину варьирующего признака в расчете на единицу качественно однородной совокупности
92. Необходимые условия расчета средней величины - это:
однородность единиц статистической совокупности; наличие у них общих свойств, формирующих типический размер признака; достаточно большой объем данных
93. Среднюю величину вычисляют для:
изменяющегося уровня признака в пространстве
изменяющегося уровня признака во времени
94. Средняя величина может быть вычислена для признака:
количественного
альтернативного
95. Средняя величина дает характеристику:
объема признака в расчете на единицу совокупности
96. Выбор вида средней зависит от:
характера исходных данных
97. Укажите виды степенной средней:
гармоническая
геометрическая
арифметическая
квадратическая
98. Укажите структурные средние:
мода
медиана
99. Объем совокупности - это:
общее число единиц совокупности
100. Если все веса увеличить на постоянную величину «а», то средняя величина:
изменится
101. Если сведения о заработной плате рабочих по двум цехам представлены уровнями заработков и фондами заработной платы, то средний уровень зарплаты следует определять по формуле:
102. Если данные о заработной плате рабочих представлены интервальным рядом распределения, то за основу расчета среднего заработка следует принимать:
середину интервалов
средние значения заработной платы в интервале
103. По данным ряда распределения средний уровень должен быть найден по формуле:
104. Имеются следующие данные о продажах картофеля на рынках (см. таблицу). Укажите формулу, по которой следует определить среднюю цену на картофель по трем рынкам:
средней гармонической взвешенной
105. Укажите, в каком направлении изменится средняя цена тонны сырья, если увеличится доля поставки сырья с низкими ценами:
уменьшится
106. Если веса осредняемого признака выражены в процентах, чему будет равен знаменатель при расчете средней арифметической?
107. Если все веса увеличить в 2 раза, то средняя величина:
не изменится
108. Количественный признак принимает всего 2 значения: 10 и 20. Часть первого из них равна 30%. Найдите среднюю величину:
109. Вариация - это:
изменяемость величины признака у отдельных единиц совокупности
110. Какие из приведенных чисел могу быть значениями эмпирического корреляционного отношения:
0,4
1,0
0,7
111. Наилучшей характеристикой для сравнения вариации различных совокупностей служит:
коэффициент вариации
112. Если уменьшить все значения признака на одну и ту же величину А, то дисперсия от этого:
не изменится
113. Коэффициент вариации характеризует:
степень вариации признака
типичность средней
114. Признак совокупности принимает два значения: 10 и 20. Частость первого из них 30%, второго 70%. Выберите верное значение коэффициента вариации, при условии, что среднее арифметическое значение равно 17, а среднее квадратическое отклонение 4,1:
115. Общая дисперсия признака равна:
сумме дисперсии групповых средних (межгрупповой) и средней из внутригрупповых дисперсии
116. Вариацию, обусловленную фактором, положенным в основание группировки, принято считать:
межгрупповой или систематической вариацией
117. Несплошное наблюдение, при котором статистическому обследованию подвергаются единицы изучаемой совокупности, отобранные случайным способом называется:
выборочным
118. Укажите, при соблюдении каких условий выборка будет репрезентативной, представительной:
отбор единиц совокупности, при котором каждая из единиц получает определенную, обычно равную, вероятность попасть в выборку
достаточное количество отобранных единиц совокупности
119. Отбор, при котором попавшая в выборку единица не возвращается в совокупность, из которой осуществляется дальнейший отбор, является:
бесповторным
120. Укажите основные способы отбора единиц в выборочную совокупность из генеральной:
собственно-случайный
механический
типический
серийный
121. Укажите, какие единицы подвергаются обследованию внутри групп при типическом отборе:
отобранные собственно-случайным или механическим способом
122. Какой способ отбора осуществляется только как бесповторный?
механический
123. Укажите, что произойдет с предельной ошибкой выборки, если дисперсию увеличить в четыре раза:
увеличится в 2 раза
124. Вычисленные параметры по выборочной совокупности:
характеризуют саму выборку
точно характеризуют генеральную совокупность
125. Ошибка выборки представляет собой возможные пределы отклонений характеристик выборочной совокупности от характеристик генеральной совокупности:
126. Величина ошибки выборки зависит от:
объема выборки по численности
127. Увеличение доверительной вероятности:
увеличивает ошибки выборки
128. Типический отбор применяется в тех случаях, когда генеральная совокупность:
неоднородна по признаку, подлежащему изучению
129. Укажите, связана ли величина t с объемом выборки:
не связана
130. Укажите, от чего зависит величина t:
зависит от того, с какой вероятностью необходимо гарантировать ошибку выборки
131. Ошибка выборки при механическом отборе уменьшится:
если увеличить численность выборочной совокупности
132. Укажите, при каком виде выборки обеспечивается наибольшая репрезентативность.
типическая
133. Генеральной совокупностью в выборочном наблюдении называется:
совокупность, из которой производится выбор части для изучения
134. При собственно-случайной выборке отбор единиц в выборку из генеральной совокупности осуществляется посредством:
жеребьевки или лотереи
135. При механической выборке отбор единиц из генеральной совокупности осуществляется посредством:
отбора единиц из равных групп, на которые разделена генеральная совокупность
136. При типической выборке отбор единиц в выборку из генеральной совокупности осуществляется посредством:
отбора единиц из качественно однородных групп, на которые разделена генеральная совокупность
137. При серийной выборке отбор единиц в выборку из генеральной совокупности осуществляется посредством:
отбора не отдельных единиц, а серий (равновеликих групп), из которых состоит генеральная совокупность
138. Средняя ошибка выборки показывает возможные отклонения характеристик:
выборочной совокупности от соответствующих характеристик генеральной совокупности с вероятностью 0,683
139. Предельная ошибка выборки для количественно варьирующего и альтернативного признаков определяется произведением коэффициента доверия (кратности средней ошибки) на среднюю ошибку выборки:
для всех видов выборки
140. Целью проведения выборочного наблюдения является:
дать характеристику выборочной совокупности по отдельным показателям и распространить ее на генеральную совокупность
141. По характеру различают связи:
функциональные и стохастические
142. Корреляционная связь является:
стохастической
статистической
143. Выберите методы, используемые для выявления наличия, характера и направления связи в статистике:
метод сравнения параллельных рядов
метод аналитической группировки
графический метод
144. Выберите метод, используемый для построения аналитической модели воздействия одних факторов на другие:
регрессионный анализ
145. Выберите метод, используемый для количественной оценки силы воздействия одних факторов на другие:
корреляционный анализ
146. Расположите в правильной последовательности следующие 3 обстоятельства с точки зрения их важности при выборе формы корреляционной взаимосвязи:
предварительный теоретический анализ внутренних связей явлений
фактически сложившиеся закономерности в связном изменении явлений
объем изучаемой совокупности (численность ее единиц)
147. Какую форму линии регрессии (форму связи) целесообразно выбрать для отображения зависимости между среднегодовой стоимостью основных производственных фондов и объемом выпускаемой за год продукции:
148. Какие показатели по своей величине существуют в пределах от минус до плюс единицы:
линейный коэффициент корреляции
149. Коэффициент регрессии при однофакторной модели (параметр al) показывает:
на сколько единиц изменяется функция при изменении аргумента на одну единицу
150. Коэффициент эластичности показывает:
на сколько процентов изменяется функция с изменением аргумента на один процент
151. Величина теоретического корреляционного отношения, равная 1,587, свидетельствует:
об ошибках в вычислениях
152. Отрицательная величина эмпирического корреляционного отношения свидетельствует:
о неверности предыдущих выводов и расчетов
153. Какое выражение является не совсем корректным при пояснении значения эмпирического коэффициента детерминации, равного 64,9% :
результативный признак на 64,9% зависит от факторного признака
154. Отметьте правильный вывод о характере, направлении и тесноте связи между стоимостью основных фондов и среднесуточной переработкой сырья по следующим данным:
связь прямая, корреляционная, достаточно тесная
155. Отметьте правильный вывод о характере, направлении и тесноте связи между уровнем издержек обращения и уровнем рентабельности по 40 фирмам.
связь обратная, корреляционная, тесная
156. Выберите правильные высказывания:
коэффициент регрессии показывает, на сколько изменяется в среднем значение результативного признака при увеличении факторного на единицу
коэффициент эластичности показывает, на сколько процентов изменяется результативный признак при изменении факторного на 1%
157. Какие из приведенных чисел могут быть значениями линейного коэффициента корреляции:
0,4
-1
0
1
-0,7
158. Как оценивается значимость (неслучайность) показателя тесноты корреляционной связи, рассчитанного по выборочным данным:
определяется средняя ошибка показателя и применяется t-критерий Стьюдента
159. С помощью какого критерия проверяется значимость (неслучайность) коэффициента регрессии:
t-критерия Стьюдента
160. Как оценивается доверительный интервал коэффициента регрессии:
определяется стандартная ошибка коэффициента и применяется t-критерий Стьюдента
161. Какой метод используется в регрессионном анализе для нахождения числовых значений параметров уравнения регрессии:
метод наименьших квадратов
162. Остаточные величины регрессионной модели - это:
отклонения теоретических значений результативного признака от его фактических значений
163. Каковы условия применимости метода корреляционно-регрессионного анализа:
однородность изучаемой совокупности
нормальный характер распределения факторного и результативного признаков
независимость факторных признаков
165. Необходимость проверки на значимость коэффициентов уравнения регрессии и показателей тесноты связи обусловлена:
ограниченностью выборки фактических значений факторного и результативного признаков
166. Ряд динамики - это:
ряд статистических данных, характеризующих изменение общественных явлений во времени
167. Основными элементами ряда динамики являются:
уровни ряда и показатели времени
168. Коэффициент опережения (отставания) в сравниваемых рядах динамики рассчитывается отношением:
базисных темпов роста
средних темпов роста
169. Какие показатели используют при приведении различных рядов динамики к одному основанию?
базисные темпы роста
170. Укажите методы выявления основной тенденции развития в рядах динамики.
укрупнение интервала, метод скользящей средней
метод аналитического выравнивания
171. Интерполяцией в рядах динамики называется:
нахождение недостающих уровней ряда динамики в пределах временного ряда
172. Сезонными колебаниями называются:
более или менее устойчивые внутригодовые изменения в ряду динамики, обусловленные специфическими условиями производства или потребления товаров и услуг
173. Укажите виды графиков, которые можно использовать для изображения рядов динамики.
линейные, столбиковые, секторные, квадратные и круговые
174. Ряд динамики показывает:
изменение общественного явления во времени
175. Уровни ряда динамики - это:
показатели, числовые значения которых составляют динамический ряд
176. Ряд, уровни которого характеризуют размер изучаемого явления на определенные даты, (моменты времени) называют:
моментным рядом динамики
177. Ряд, уровни которого характеризуют размер изучаемого явления за период, называют:
интервальным рядом динамики
178. Средний уровень полного интервального ряда динамики абсолютных величин определяется по формуле:
средней арифметической простой
179. Средний уровень полного (с равноотстоящими уровнями) моментного ряда динамики абсолютных величин определяется по формуле:
средней хронологической
180. Средний уровень неполного (с неравноотстоящими уровнями) ряда динамики абсолютных величин определяется по формуле:
средней арифметической взвешенной
181. Показатели изменения уровней ряда динамики, исчисленные с переменной базой сравнения (сравниваются последующие уровни с предыдущими), называются:
182. Показатели изменения уровней ряда динамики, исчисленные с постоянной базой сравнения (все уровни ряда динамики сравниваются с одним и тем же уровнем), называются:
базисными
183. По малому предприятию имеются данные за год об остатках задолженности по кредиту на начало каждого месяца. Представленный ряд является:
моментным
184. Цепные абсолютные приросты - это:
разность между каждым последующим уровнем динамического ряда и каждым предыдущим
185. Базисные темпы роста - это:
отношение каждого последующего уровня ряда динамики к одному и тому же уровню, принятому за базу сравнения
186. Темп роста исчисляется как:
отношение уровней ряда
187. Каждый базисный абсолютный прирост равен:
сумме последовательных цепных абсолютных приростов
188. Каждый цепной темп роста равен:
частному от деления последующего базисного темпа роста на предыдущий
189. Простая средняя арифметическая из цепных абсолютных приростов является:
средним абсолютным приростом
190. Средний темп роста определяется по формуле:
средней геометрической
191. Экстраполяция - это нахождение неизвестных уровней:
за пределами ряда динамики
192. Относительная величина, используемая для сравнения сложных совокупностей и отдельных их единиц во времени, в пространстве или по сравнению с эталоном называется:
индексом
193. Общие индексы необходимы для характеристики:
всех элементов сложной совокупности
части элементов сложной совокупности
194. Признак, изменение которого изучается индексным методом, называется:
индексируемой величиной
195. Индексы, характеризующие изменение всевозможных количеств (все индексы физического объема: товарооборота, ВВП и др.), являются:
количественными (объемными)
196. Если индексируемой величиной индексов являются показатели, характеризующие уровень явления в расчете на единицу совокупности (цена единицы продукции, себестоимость единицы продукции и др.), то они считаются:
качественными
197. Величина, служащая для целей соизмерения индексируемых величин, называется:
весом индекса
198. Для вычисления общего индекса физического объема произведенной продукции в качестве весов могут быть использованы:
цены на выпущенную продукцию
трудоемкость
себестоимость
изменение средней производительности
201. Предприятие выпускает фотоаппараты нескольких типов, средняя цена фотоаппарата выросла за год на 100%. Индекс цены фиксированного состава равен 1,25. Укажите как изменилась структура продукции:
выросла доля продажи фотоаппаратов с высокими ценами
202. Предприятие выпускает фотоаппараты нескольких типов, средняя цена фотоаппарата выросла за год на 100%. Индекс цены фиксированного состава равен 1,25. Укажите, с помощью какого показателя можно охарактеризовать изменение структуры производства:
индекса структурных сдвигов
203. Предприятие выпускает фотоаппараты нескольких типов, средняя цена фотоаппарата выросла за год на 100%. Индекс цены фиксированного состава равен 1,25. Величина индекса структурных сдвигов составит:
среднее изменение цен на товарную массу, приобретенную населением в отчетном периоде
205. Производительность труда рабочих первой бригады выросла на 8%, второй — на 16%. В отчетном периоде численность рабочих первой бригады в 2 раза меньше, чем второй. Укажите средний прирост производительности труда рабочих двух бригад вместе.
206. Относительный показатель, призванный служить инструментом пересчета стоимостных показателей из текущих цен в постоянные называется:
индексом - дефлятором
207. Индивидуальные индексы характеризуют результат сравнения за два периода:
отдельных элементов совокупности
208. Сложный относительный показатель сравнения совокупностей, состоящих из элементов, не поддающихся непосредственному суммированию, называется индексом:
агрегатным
209. Индекс, характеризующий соотношение средних уровней изучаемого явления за разные периоды времени, называется индексом:
переменного составf
210. Соотношение совокупностей, состоящих из непосредственно не суммируемых элементов, изучат методом:
индексным
211. Индекс, рассчитанный как средняя величина из индивидуальных индексов, - это индекс:
212. Индекс, отражающий влияние изменения структуры совокупности на изменение среднего значения признака, является индексом:
Друзья! У вас есть уникальная возможность помочь таким же студентам как и вы! Если наш сайт помог вам найти нужную работу, то вы, безусловно, понимаете как добавленная вами работа может облегчить труд другим.
Если Lan-Testing, по Вашему мнению, плохого качества, или эту работу Вы уже встречали, сообщите об этом нам.
Задачи
1. Укажите, какие статистические совокупности можно выделить в материальном производстве.
Ответ
2. Составьте перечень наиболее существенных признаков следующих единиц статистического наблюдения: а) фермерских хозяйств, б) театра.
Ответ
3. Численность осужденных в области распределяется по возрастам следующим образом (чел):
Определите, в каком году и в какой возрастной группе численность осужденных на 1000 человек была больше, если распределение области по возрастным группам следующее (тыс. чел.):
4. Годовым планом предприятия на 2004 год предусматривался выпуск товарной продукции на сумму 36 млн. руб. Фактически выпущено товарной продукции за этот год на сумму 31,5 млн.руб. Определите относительную величину выполнения плана по выпуску товарной продукции.
Решение
5. Имеется следующее распределение 60 рабочих по возрасту:
Определить средний возраст рабочих.
Решение
6. По одному из отделений сберегательного банка имеются следующие данные об остатках вкладов за 2003 г. и на 1 января 2004 г. (млн. руб.):
Определите цепные и базисные индивидуальные индексы цен, физического объема реализации и товарооборота.
Решение
8. Как в среднем изменились цены на молочную продукцию, если известно, что объем реализации этих продуктов увеличился на 18, а товарооборот – на 20%?
Решение
Список использованной литературы:
1. Практикум по социальной статистике: учеб. пособие / под ред. Р.Е. Ефимовой. – М.: Финансы и статистика, 2005.
2. Салин, В.Н. Социально-экономическая статистика: учебник / В.Н. Салин, Е.П. Шпаковская. – М.: Юристъ, 2001.
3. Социально-экономическая статистика: практикум / под ред. В.Н. Салина, Е.П. Шпаковской. – М.: Финансы и статистика, 2003.
4. Салыева, Л.С. Практикум по социально-экономической статистике: учеб.-практ. пособие / Л.С. Салыева; УрСЭИ АТиСО. – Челябинск: УрСЭИ, 2005.
Вы можете убедиться в качестве данной работы. Часть контрольной представлена ниже:
Укажите, какие можно выделить статистические совокупности кредитных учреждений, сферы потребительского рынка, крестьянских хозяйств, строительного производства.
Ответ
Можно выделить следующие статистические совокупности кредитных учреждений: по наличию собственного капитала, по объемам привлеченных ресурсов, по объемам валютных операций, по объемам предоставленных кредитов, по объемам банковских (депозитных) вкладов.
Статистические совокупности сферы потребительского рынка: по объемам розничной и оптовой торговли, по услугам населения, продовольственные и непродовольственные товары.
Статистические совокупности крестьянских хозяйств: по объемам сельскохозяйственных земель, по численности крестьянских хозяйств, по объемам имеющегося поголовья.
Статистические совокупности строительного производства: по объему выполненных строительно-монтажных работ; по введенной в действие общей площади жилых домов, в том числе за счёт жилищно-строительных кооперативов, средств населения, государственными предприятиями, арендными предприятиями, акционерными обществами и другими организациями; введено в действие общеобразовательных школ, больниц, амбулаторно-поликлинических учреждений; водопроводов, канализации, газовых и тепловых сетей; по объёмам работ, выполненных по договорам строительного подряда.
Задание 2
Сформулируйте вопросы для включения их в формуляр наблюдения по следующим признакам объектов наблюдения:
а) количество работников на фирме;
б) численный состав семьи:
в) родственные связи членов семьи;
г) пол и возраст человека?
Ответ
а) Каков общее количество работников на фирме? Какое количество работников относится к высшему руководящему состав? Каков стаж работников фирмы?;
б) Каков численный состав семьи? Какое число детей в семье?
в) Каковы родственные связи членов семьи? Сколько близких родственников проживает в семье?;
г) Каков ваш пол? Какой ваш возраст человека?
Задание 3
Известны следующие данные по основным показателям деятельности крупнейших банков одной из областей Российской Федерации (данные условные)
млн. руб.
№ п/п |
Сумма активов |
Собственный капитал |
Привлеченные ресурсы |
Балансовая прибыль |
Ссудная задолжен-ность |
|
645,6 |
12,0 |
27,1 |
30,8 |
|||
636,9 |
70,4 |
56,3 |
12,6 |
25,7 |
||
629,0 |
41,0 |
95,7 |
38,4 |
13,3 |
26,4 |
|
619,6 |
120,8 |
44,8 |
38,4 |
25,3 |
||
616,4 |
49,4 |
108,7 |
13,4 |
15,0 |
20,9 |
|
614,4 |
50,3 |
108,1 |
30,1 |
19,1 |
47,3 |
|
608,6 |
70,0 |
76,1 |
37,8 |
19,2 |
43,7 |
|
601,1 |
52,4 |
26,3 |
41,1 |
29,1 |
||
600,2 |
42,0 |
46,0 |
56,1 |
|||
600,0 |
27,3 |
24,4 |
39,3 |
13,1 |
24,9 |
|
592,9 |
72,0 |
65,5 |
16,7 |
39,6 |
||
591,7 |
22,4 |
76,0 |
40,5 |
59,6 |
||
585,5 |
39,3 |
106,9 |
45,3 |
44,9 |
||
578,6 |
70,0 |
89,5 |
11,2 |
32,2 |
||
577,5 |
22,9 |
84,0 |
12,8 |
19,3 |
45,1 |
|
553,7 |
119,3 |
89,4 |
44,7 |
19,4 |
24,5 |
|
543,6 |
49,6 |
93,8 |
31,1 |
|||
542,0 |
88,6 |
26,7 |
32,2 |
37,1 |
||
517,0 |
43,7 |
108,1 |
20,3 |
23,1 |
||
516,7 |
90,5 |
25,2 |
12,2 |
15,8 |
Постройте группировку коммерческих банков в целях выяснения взаимосвязи между показателями привлеченных ресурсов, объемом вложений в государственные ценные бумаги и ссудной задолженностью от результатов деятельности банков (показатель, выражающий результаты деятельности банков определите самостоятельно).
Решение
Сгруппируем заводы по балансовой прибыли, млн. руб. Определим размах вариации по формуле:
R = Х max – Х min = 44,7 – 8,1 = 36,6 млн. руб.
Количеством интервалов принимаем равным 5. Определим величину интервала
i = R/5 = 7,32 млн. руб.
Строим вспомогательную таблицу:
Балансовая прибыль |
Привлеченные ресурсы |
Объем вложений в государственные ценные бумаги |
Ссудная задолженность |
|
I 8,1 – 15,42 |
8,1 9,5 13,4 9,3 8,6 8,4 12,8 8,8 12,2 |
27,1 56,3 108,7 46,0 65,5 89,5 84,0 93,8 25,2 |
3,5 12,6 15,0 5,2 16,7 11,2 19,3 5,7 |
30,8 25,7 20,9 56,1 39,6 32,2 45,1 31,1 15,8 |
II 15,42 – 22,74 |
20,3 |
108,1 |
23,1 |
|
III 22,74 – 30,06 |
||||
IV 30,06 – 37,38 |
30,1 32,2 |
108,1 26,7 |
19,1 |
47,3 37,1 |
V 37,38 – 44,7 |
38,4 38,4 37,8 41,1 39,3 40,5 45,3 44,7 |
95,7 44,8 76,1 26,3 24,4 76,0 106,9 89,4 |
13,3 4,4 19,2 3,7 13,1 7,5 6,7 19,4 |
26,4 25,3 43,7 29,1 24,9 59,6 44,9 24,5 |
Группа банков по балансовой прибыли |
Кол-во значений признака (частота) |
Балансовая прибыль |
Привлеченные ресурсы |
Объем вложений в государственные ценные бумаги |
Ссудная задолженность |
||||
Всего |
Среднее значение |
Всего |
Среднее значение |
Всего |
Среднее значение |
Всего |
Среднее значение |
||
I 8,1 – 15,42 |
91,1 |
10,12 |
596,1 |
66,23 |
98,9 |
10,99 |
297,3 |
33,03 |
|
II 15,42 – 22,74 |
20,3 |
20,3 |
108,1 |
108,1 |
23,1 |
23,1 |
|||
III 22,74 – 30,06 |
|||||||||
IV 30,06 – 37,38 |
62,3 |
31,15 |
134,8 |
67,4 |
26,9 |
13,45 |
84,4 |
42,2 |
|
V 37,38 – 44,7 |
325,5 |
40,69 |
539,6 |
67,45 |
87,3 |
43,65 |
278,4 |
34,8 |
|
Итого |
499,2 |
24,96 |
1378,6 |
6,93 |
221,4 |
11,07 |
683,2 |
65,4 |
Таким образом, в представленной группировке банков по балансовой прибыли наибольшее число банков имеет минимальную величину балансовой прибыли – 9 банков и они образовали первую группировку от 8,1 до 15,42 млн. руб. В то же время они обладают наибольшей величиной привлеченных ресурсов – 596,1 млн. руб. Эти же банки обладают и наибольшей величиной объемов вложений в государственные ценные бумаги (в сумме 98,9 млн. руб.) и судной задолженности – 297,3 млн. руб. Во вторую группу (балансовая прибыль от 15,42 до 22,74 млн. руб.) попал всего 1 банк с балансовой прибылью 20,3 млн. руб., величиной привлеченных ресурсов 108,1 млн. руб., объемом вложений в государственные ценные бумаги – 8,3 млн. руб., ссудной задолженностью 23,1 млн. руб. Третью группу банков (балансовая прибыль от 30,06 до 37,38 млн. руб.) образуют 2 банка с общей величиной балансовой прибылью 62,3 млн. руб., привлеченными ресурсами в сумме 134,8 млн. руб., объемом вложений в государственные ценные бумаги 87,3 млн. руб., ссудной задолженностью 84,4 млн. руб. Пятую групп образует 8 банков с наибольшей величиной балансовой прибыли, общая величина которой составила 325,5 млн. руб., среднее значение 40,69 млн. руб., величиной привлеченных ресурсов 539,6 млн. руб., объемом государственных вложений 87,3 млн. руб., ссудной задолженности 278,4 млн. руб.
Задание 4
Разработайте макеты таблицы для характеристики:
Решение
а) населения РФ по полу и возрасту;
Возраст |
Пол |
|
Мужчины |
Женщины |
|
0 – 1 год |
||
1 год – 10 лет |
||
10 лет – 18 лет |
||
18 лет – 25 лет |
||
25 лет – 35 лет |
||
35 лет – 50 лет |
||
50 лет – 60 лет |
||
60 лет – 70 лет |
||
Старше 70 лет |
б) наиболее ликвидных акций на внебиржевом рынке;
Группы компаний |
Акции |
||
Малоликвидные |
Среднеликвидные |
Высоколиквидные |
|
Энергетические компании |
|||
Сырьевые компании |
|||
Финансовые группы |
в) предприятий какой-либо отрасли;
Группа предприятий |
Финансовые результаты |
||
Товарооборот |
Величина запасов готовой продукции |
Численность работающих |
|
Текстильные предприятия |
|||
Обувные фабрики |
|||
Трикотажные предприятяи |
г) деятельности коммерческих банков;
Балансовая прибыль |
Объем вложений в государственные ценные бумаги |
Кредитные ресурсы |
Собственный капитал |
До 100 млн. руб. |
|||
До 1 млрд. руб. |
|||
Более 1 млрд. руб. |
д) деятельности страховых компаний России;
Таблица 2 Показатели деятельности страховых компаний по страхованию имущества предприятий от огневых и сопутствующих рисков в 2003 году.
Страховая компания |
Взносы, собранные в 2003 году, тыс. руб. |
Выплаты в 2003 г. , тыс. руб. |
Число действующих договоров |
Основные клиенты |
АльфаСтрахование |
||||
ГУТА-Страхование |
||||
МАКС |
||||
Нефтеполис |
||||
Национальная Страховая Группа (НСГ)* |
||||
ПАРИ |
||||
Природа |
||||
Прогресс-Гарант* |
||||
РЕСО-Гарантия |
||||
РОСНО |
||||
Стандарт-Резерв |
е) рынка государственных ценных бумаг.
Показатель |
Года |
||||
2003 |
2004 |
2005 |
2006 |
2007 |
|
Объем выпуска, предложенный Минфином России (эмиссия): ГКО, ОФЗ |
|||||
Объем размещения (по номиналу) ГКО, ОФЗ / трлн. руб |
|||||
Объем выручки от продажи ГКО, ОФЗ / трлн. руб. |
|||||
Привлечение средств в бюджет от продажи ГКО, ОФЗ / трлн. руб. |
Задание 5
Изобразите в виде квадратной и круговой диаграммы данные о числе крестьянских (фермерских) хозяйствах 1 января (в тыс.):
1993 |
1996 |
1999 |
2001 |
2002 |
182,8 |
280,1 |
270,2 |
261,7 |
265,5 |
Для построения квадратной диаграммы,
применяемой при сравнительном анализе, следует извлечь квадратные корни из сравниваемых величин статистических показателей, а затем построить квадраты со сторонами, пропорциональными полученным результатам.
При построении круговой диаграммы
значения показателей вначале делят на число π, т.е. 3,14, а затем из полученных величин извлекают квадратные корни и строят круги с радиусами, пропорциональными полученным результатам.
1993 |
1996 |
1999 |
2001 |
2002 |
13,52 |
16,74 |
16,43 |
16,18 |
16,29 |
7,62 |
9,44 |
9,27 |
9,13 |
9,19 |
Задание 6
Волжский автомобильный завод в мае 1996 г. превысил плановое задание по реализации машин на 10,6%, продав 5576 автомобилей сверх плана. Определите общее количество реализованный машин за месяц.
Решение
Превышение плана на 10,6% дало сверхплановый выпуск автомобилей в количестве 5576 автомобилей, т.е. плановый выпуск автомобилей составит
Х = (5576 *100%)/10,6% = 52604 автомобилей.
Таким образом, в мае было выпущено всего с учетом сверхпланового выпуска 58180 (52604 + 5576) автомобилей.
Задание 7
В отделе заказов торговой фирмы занято трое работников, имеющих 8-часовой рабочий день. Первый работник на оформление одного заказа в среднем затрачивает 14 мин., второй – 15 мин., третий – 19 мин. Определите средние затраты времени на 1 заказ в целом по отделу.
Решение
Прежде всего определим количество заказов для каждого из работников за рабочий день.
Первый работник на один заказ затрачивает 14 мин. – за 8 часов он примет
8*60/14 = 34 заказа
Второй работник затрачивает на заказ 15 минут – это за 8 часов составит:
8*60/15 = 32 заказа.
Третий работник затрачивает на оформление 1 заказа 19 минут. Это за 8 часовой рабочий день составит:
8*60/19 = 25 заказов.
По формуле средней арифметической взвешенной рассчитаем средние затраты времени на 1 заказ в целом по отделу:
минут
Таким образом, в целом по отделу на выполнение одного заказа одним работником уходит 16 минут.
Задание 8
Отношением уровней ряда динамики называется:
а) темп роста; б) абсолютный прирост.
Темп роста капитальных вложений в России за 5 лет показывает: в) на сколько млн. руб. возросли капитальные вложения; г) во сколько раз увеличился объем.
Ответ: 2) а, г
Задание 9
Имеются данные о месячной выработке продукции предприятиями:
Произведено Тыс. усл. ед. |
x’ |
x’*f |
(x’) 2 f |
x 2 *f |
|x –x’|*f |
|x –x’|* 2 f |
||||||||
До 10 |
||||||||||||||
10 – 20 |
2700 |
|||||||||||||
20 – 30 |
||||||||||||||
Свыше 30 |
2450 |
|||||||||||||
Итого |
Номер завода |
Изделие |
1994 |
1995 |
1996 |
|||||||||
Ро, т.р. |
qo, т |
q1, шт |
План |
Факт |
||||||||||
Рпл |
qпл |
|||||||||||||
КВ-12 |
1180 |
1300 |
1370, |
1410 |
||||||||||
ПХ-91 |
29,7 |
6800 |
30,1 |
6790 |
30,0 |
6600 |
28,7 |
6580 |
||||||
КВ-12 |
14,5 |
4000 |
13,8 |
3500 |
13,9 |
3540 |
15,0 |
36,80 |
||||||
АТ-48 |
37,8 |
Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже
Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.
Размещено на http://www.allbest.ru/
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА И ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ при ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»
ЧЕЛЯБИНСКИЙ ФИЛИАЛ
Факультет управления
Специальность/направление подготовки Менеджмент
Кафедра статистики
КОНТРОЛЬНАЯКУРСОВАЯ РАБОТА
ПО СТАТИСТИКЕ
Предмет статистики. Статистическая совокупность
Студент 3 курса, группы М 5-13
Заочной формы обучения
Григорьев Евгений Владимирович
Руководитель работы:
Лавреньтева Ирина Викторовна д.э.н.,доц.
совокупность контингент покупатель статистика банка
Челябинск 2015
Вариант №1
Вопрос 1. Дайте характеристику основным чертам определения предмета статистики:
а) почему статистика является общественной наукой?
б) почему статистика изучает количественную сторону общественных явлений в связи с их качественным содержанием?
в) почему статистика изучает массовые явления?
г) почему каждое статистическое исследование должно опираться на изучение всех относящихся к данному вопросу фактов?
ОТВЕТ:
а) Понятие "статистика" происходит от латинского слова "status", которое в переводе означает - положение, состояние, порядок явлений. В научный оборот термин "статистика" ввел профессор Геттингенского университета Готфрид Ахенваль (1719 - 1772).
В зависимости от объекта изучения статистика как наука подразделяется на социальную, демографическую, экономическую, промышленную, торговую, банковскую, финансовую, медицинскую и т.д. Общие свойства статистических данных, независимо от их природы и методы их анализа рассматриваются математической статистикой и общей теорией статистики.
Статистика имеет дело, прежде всего с количественной стороной явлений и процессов общественной жизни. Одной из характерных особенностей статистики является то, что при изучении количественной стороны общественных явлений и процессов она всегда отображает качественные особенности исследуемых явлений, т.е. изучает количество в неразрывной связи, единстве с качеством.
Важнейшими составными элементами статистической методологии являются: 1) массовое наблюдение; 2) группировки, применение обобщающих (сводных) характеристик; 3) анализ и обобщение статистических фактов и обнаружение закономерностей в изучаемых явлениях.
б) Статистика изучает количественную сторону массовых общественных явлений в неразрывной связи с их качественной стороной или содержанием, а также исследует количественное выражение закономерностей общественного развития в конкретных условиях места и времени. Такое изучение основывается на системе категорий (понятий), отражающих наиболее общие и существенные свойства, признаки, связи и отношения предметов и явлений объективного мира.
в) В широком смысле статистика является наукой, изучающей массовые явления, протекающие в совокупностях некоторых факторов или явлений определенного свойства и между взаимодействующими совокупностями. Сама же совокупность, как сумма фактов, признаков, явлений состоит из элементов, исчезновение одного из которых не уничтожает качественную характеристику этой совокупности. Так, население города остается его населением и после того, как одно из составляющих его содержания - физическое лицо переехало в другой город или другую местность или вообще покинуло данную страну. Или сельское хозяйство, транспорт и промышленность остаются определенными совокупностями соответствующими их характеристиками даже тогда, когда отраслевая структура или значимость их в производстве валового национального продукта претерпевает заметные изменения.
Разные совокупности как некоторое целое состоит из единиц, которое в свою очередь могут характеризоваться своими параметрами, свойствами, своим содержанием, что оказывает влияние на содержание всей совокупности, которая объединяет эти единицы в единицах. Если мы говорим о промышленности, то статистика рассматривает ее как совокупность (сумму) предприятий. А каждое предприятие, образуя одну из входящих в нее единицу, в свою очередь характеризуется своим содержанием по количеству рабочих мест, оборудования, выпуску соответствующей статистике.
Специфическая черта статистики состоит в том, что во всех случаях ее данные относятся к сумме факторов, т.е. ко всей совокупности. Характеристика отдельных индивидуальных данных имеет смысл только лишь как основание, база для получения общих и сводных характеристик изучаемой совокупности.
Таким образом, статистика как наука в широком смысле изучает все массовые явления, к какой бы области они не относились. Изучая массовое явление, статистика характеризует его не только количественно. С помощью числовых величин, но и качественно, выявляя его содержание и динамику развития.
г) Для выведения и подтверждения своих теоретических законов большинство общественных наук пользуются статистикой. Заключениями, сформированными на статистических исследованиях, пользуются экономика, история, социология, политология и множество других гуманитарных наук. Статистика необходима и общественным наукам для подтверждения их теоретической основы, и ее практическая роль очень велика. Ни крупные предприятия, ни серьезные производства, разрабатывая стратегию экономического и социального развития объекта, не могут обойтись без анализа данных статистического учета. Для этого на предприятиях и производствах организовываются специальные аналитические отделы и службы, привлекающие специалистов, которые закончили профессиональную подготовку по данной дисциплине.
Статистика исследует не отдельные факты, а массовые социально-экономические явления и процессы, выступающие как множества отдельных фактов, обладающих как индивидуальными, так и общими признаками. Объект статистического исследования называют статистической совокупностью. Статистическая совокупность - это множество единиц, обладающих массовостью, однородностью, определённой целостностью, взаимозависимостью состояний отдельных единиц и наличием вариации. Каждый отдельно взятый элемент данного множества называется единицей статистической совокупности. Единицы совокупности характеризуются общими свойствами, т.е. признаками. Под качественной однородностью совокупности понимается сходство единиц по каким-либо существенным признакам и различие по каким-либо другим признакам. Каждая единица совокупности обладает индивидуальными особенностями и различиями, отличающими их друг от друга, т.е. существует так называемая вариация признака.
Вопрос № 2. Укажите, какие совокупности можно выделить в высшем учебном заведении для статистического изучения?
ОТВЕТ:
Статистическая совокупность - это множество единиц, обладающих массовостью, однородностью, определенной целостностью, взаимозависимостью состояния отдельных единиц и наличием вариации.
Можно выделить следующие совокупности в ВУЗе:
1. Студенты
2. Преподаватели
3. Обслуживающий персонал
4. Приспособления для помощи в обучении
5. Аудитории
ВОПРОС №3.
Торговая фирма «Партия» поручает вам разработать бланк анкетного опроса покупателей с целью изучения контингента, посещающего фирму, удовлетворения их спроса и затрат времени на приобретение необходимой аудио- и видеотехники. Укажите, к какому виду относится данное наблюдение по времени, охвату и способу получения данных.
ОТВЕТ:
Проведенное статистическое наблюдение в исходной задаче дает нам понять, к какому виду оно относится. Во-первых, способ статистического наблюдения, которое использует фирма «Партия» - является анкетным опросом, то есть сбор информации в виде анкет. Во-вторых, по времени регистрации фактов, данное наблюдение - единовременное, так как это обследование дает сведения о количественных характеристиках какого-либо явления или процесса в момент его исследования. И в-третьих, вышеуказанное статистическое наблюдение по охвату единиц совокупности является не сплошным- монографическим, то есть, обследованию подлежит только определенная часть, отдельные единицы совокупности, а именно покупатели, посещающие фирму «Партия».
Цель проведения анкетирования изучить контингент людей:
1. Посещающих фирму.
2. Удовлетворения их потребностей.
3. Затрат времени на приобретение аудио - и видеотехники.
ВОПРОС №4
С помощью логического контроля подвергните проверке следующие ответы на вопросы переписного листа переписи населения:
а) фамилия, имя, отчество - Иванова Ирина Петровна;
б) пол - мужской; -ОШИБКА пол -женский
в) возраст - 5 лет; - ОШИБКА исправить затруднительно
г) состоит ли в браке в настоящее время - да;
д) национальность - русская;
е) родной язык - русский;
ж) образование - среднее специальное;
з) место работы - детский сад;
и) занятие по этому месту работы - медицинская сестра.
В ответах на какие вопросы вероятнее всего произведены ошибочные записи? Можно ли исправить какие-либо из них?
ВОПРОС№5
Известны следующие данные по основным показателям деятельности крупнейших банков одной из областей Российской Федерации (данные условные):
(млн руб.)
Собственный |
Привлеченные |
Балансовая |
вложений |
||||
в государственные |
|||||||
ценные бумаги |
задолженность |
||||||
Постройте группировку коммерческих банков по величине собственного капитала, выделив четыре группы с равными интервалами. Рассчитайте по каждой группе сумму активов, собственный капитал, привлеченные ресурсы, балансовую прибыль. Результаты группировки представьте в табличной форме. Осуществите комбинационную группировку по любому другому признаку.
ОТВЕТ:
В качестве группировочного признака возьмем капитал банка. Образуем четыре группы банков с равными интервалами. Величину интервала определим по формуле:
Обозначим границы групп:
1-я группа - 12,0-39,2
2-я группа - 39,2-66,4
3-я группа - 66,4-93,6
4-я группа - 93,6-120,8
После того как определен группировочный признак - капитал, задано число групп - 4 и образованы сами группы, необходимо отобрать показатели, которые характеризуют группы и определить их величины по каждой группе. Показатели, характеризующие банки, разносятся по четырем указанным группам и подсчитываются групповые итоги. Результаты группировки заносятся в таблицу и определяются общие итоги по совокупности единиц наблюдения по каждому показателю.
В качестве группировочного признака возьмем сумму активов банка. Образуем две группы банков с равными интервалами. Величину интервала определим по формуле:
Обозначим границы групп:
1-я группа - 516,7-581,15
2-я группа - 581,15-645,6
Группа банков по величине капиталов |
Группа банков по величине активов |
Количество банков в каждой группе |
Ссудная задолженность |
|
Размещено на Allbest.ru
Подобные документы
Статистическая методология и статистические показатели. Принципы организации статистики, его роль в плановой и рыночной экономике. Реформирование казахстанской статистики. Формы статистического наблюдения. Статистические отчетность, сводка и переписи.
курс лекций , добавлен 11.02.2010
Понятие статистики, пути ее развития, отличительные черты массовых явлений и признаки единиц совокупности. Формы, виды и способы статистического наблюдения. Задачи и виды статистической сводки. Метод группировки, абсолютные и относительные показатели.
реферат , добавлен 20.01.2010
Статистика как одна из древнейших отраслей знаний, возникшая на базе хозяйственного учета. Развитие статистики как науки. Определение предмета статистики. Статистическое наблюдение как этап статистического исследования. Методы и показатели статистики.
контрольная работа , добавлен 20.01.2010
Понятие и уровни статистики, связь с другими науками. Ее категории: единица, показатель, совокупность варьирующих явлений, атрибутивные и количественные признаки, закономерность изменения массовых явлений и процессов. Стадии статистических исследований.
презентация , добавлен 16.03.2014
Краткая история зарождения и развития статистики как науки. Предмет изучения и характеристика основных задач статистики. Статистические методы сбора и обработки данных для получения достоверных оценок и результатов. Источники статистических данных.
лекция , добавлен 13.02.2011
Развитие статистической науки. Предмет статистики, задачи и методология. Структура статистической науки. Организация статистики в Российской Федерации. Общегосударственная и ведомственная статистика. Информационный фонд.
реферат , добавлен 09.10.2006
Предмет, метод и организация статистики - науки, изучающей количественную сторону массовых явлений и процессов в неразрывной связи с их качественной стороной. Причинность, регрессия, корреляция, как основные статистические методы выявления взаимосвязи.
учебное пособие , добавлен 05.02.2011
Сущность цены в рыночной экономике и задачи статистики. Сущность инфляции и инфляционных процессов. Статистическое наблюдение за ценами. Изучение структуры выборочной совокупности торговых точек города. Система статистических показателей инфляции.
курсовая работа , добавлен 16.05.2010
Понятие и предмет статистики, теоретические основы и категории, взаимосвязь с другими науками. Объект и метод изучения статистики. Основные задачи, принципы организации и функции государственной статистики в РФ. Примеры статистической закономерности.
лекция , добавлен 02.03.2012
Сущность и предмет статистики рынка товаров и услуг. Задачи, методы и показатели статистической характеристики эффективности рыночных процессов, направления их развития. Методология статистики: определение товарооборота, изучение рынка товаров и услуг.
Популярное
- Схема составления справки
- Клубная карта Как потратить бонусы в алмаз холдинг
- Виды и размеры выплат для инвалидов второй группы
- федеральная служба судебных приставов (фссп россии)
- Как получить отсрочку по кредиту в банке
- Когда поменялись деньги. Денежные реформы. Денежные реформы в России
- Как пользоваться кредитной картой сбербанка с льготным периодом
- Вскрытие банковской ячейки - Когда это возможно?
- Основы эргономики рабочего места за компьютером
- Бонусная программа дочки-сыночки