Индивидуальный прибор учета электроэнергии. Чей он и кому нужен? Межповерочный интервал электросчётчиков

Всё, что связано с учётом расхода электроэнергии и используемыми для этих целей приборами нашло отражение в различных законодательных актах. В них подробно изложен и разъяснен порядок и все нюансы установки, использования и замены счётчиков электроэнергии.

Правовая база

Замена приборов учета электроэнергии регулируется в первую очередь Федеральным законом № 261-Ф3 , вступившим в юридическую силу с ноября 2009 года .

После редакции в 2014 году он называется так: «Об энергосбережении и об энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Кроме названного Закона, существует Постановление правительства РФ от 2006 года о том, что все ранее установленные счётчики электроэнергии класса 2,5 в обязательном порядке подлежат замене на современные аппараты классом не ниже 2,0.

Это связано, прежде всего, с тем, что с появлением значительного количества бытовых энергоёмких приборов, резко возрос ток, протекающий через узлы учёта .

Приборы класса 2,5 на такую нагрузку не рассчитаны, в связи с чем велика вероятность их выхода его из строя и возникновение возгорания.

Федеральным законом №102-ФЗ от 26.06.2008 «Об обеспечении единства средств измерений», и положениями ГОСТ 6570-96 обосновывается необходимость применения .

Разрешённые к использованию приборы учёта сведены в единый государственный реестр средств измерений.

Жилищным кодексом РФ регламентируется разграничение ответственности за содержание и обеспечение соответствующего технического обслуживания инженерных коммуникаций. Под это понятие подпадают и электрические счётчики.

Необходимость замены счётчика

Выше уже была упомянута необходимость замены приборов учёта класса 2,5 на более современные аппараты. Причём такая замена должна быть произведена не позднее чем через 16 лет с начала эксплуатации счётчика.

Кроме этого, обязательной замене подлежат счетчики потребляемой электроэнергии:

При обнаружении любого из перечисленных дефектов, необходимо обратиться в соответствующие инстанции с заявлением о необходимости замены электросчётчика.

Кем и как производится замена?

Такими вопросами ведает компания, которая занимается поставкой электроэнергии. Проще говоря, это Энергосбыт.

Прежде чем менять счётчик, нужно получить разрешение на эту процедуру. Для этого необходимо подать заявление о необходимости замены такого аппарата.

Кроме заявления при себе нужно будет иметь:

  • гражданский паспорт;
  • документ, подтверждающий право собственности на помещение, в котором необходимо поменять прибор учёта.

Инспектор этой организации на месте составит акт о необходимости замены прибора учёта , зафиксирует его последние показания и снимет со старого прибора пломбу.

С этого момента, вплоть до принятия в эксплуатацию Энергосбытом нового счётчика, все расчёты за поставленную электроэнергию будут производиться по с применением соответствующего коэффициента.

Предписание о замене счётчика может быть выдано инспектором Энергосбыта и после очередной , в том случае, если будет обнаружен какой-либо скрытый дефект.

Если разрешение на замену прибора учёта получено, необходимо позаботиться о приобретении нового аппарата.

При этом нужно обязательно убедиться в том, что счётчик сертифицирован , внесён в реестр и опломбирован государственным поверителем. На этой пломбе должна быть видна дата поверки.

Наиболее рациональным вариантом будет замена счётчика специалистами Энергосбыта, которые сразу могут заменить старый счётчик на новый с оформлением всех необходимых документов в течение одного рабочего дня.

Новый счётчик также может быть предоставлен этой компанией.

Кто должен оплачивать замену счётчика?

Здесь есть свои нюансы. Всё дело в том, что такие работы должен оплачивать владелец помещения, в котором установлен узел учёта:

  1. Если это приватизированная квартира, или частный дом, то замену счетчика электроэнергии должен оплачивать собственник помещения.
  2. Если квартира является муниципальной собственностью, то именно муниципальное образование и обязано оплатить эту работу.

Если же узлы учёта неприватизированных квартир вынесены в подъезд жилого дома, то необходимо тщательно изучить договор, заключённый между УК (управляющей компанией) и жильцами . В нём должно быть прописано, обязана ли она оплачивать такие работы, или нет.

Такие сложности возникают потому, что вынесенные на лестничную площадку силовые электрощиты с узлами учёта являются общедомовой собственностью.

В том случае, если в договоре не указана обязанность УК заниматься заменой счётчиков, то жильцам придётся решать этот вопрос в индивидуальном порядке, а при плановой массовой замене прибора учёта принимать решение о сборе средств на эти цели на общем собрании жильцов дома.

Стоимость работ по замене счетчика электроэнергии может колебаться в зависимости от региона, и от уровня квалификации нанятого специалиста или компании.

В среднем придётся расстаться с суммой от 1 до 2 тысяч рублей , в эту сумму не входит.

Самостоятельная замена счётчика

В принципе, законом не запрещена такая замена, но только в том случае, если это происходит с согласия компании, поставляющей электроэнергию .

Поэтому предварительно вам все же придется обратиться в энергосбытовую компанию и получить разрешение на замену счётчика в письменном виде.

Однако, если Энергосбыт против такой замены, лучше не пытаться сделать это. Ведь после установки прибора нужно будет получить разрешение на ввод его в эксплуатацию, и оформить это всё документально.

Вот тут-то специалисты, оформляющие акт замены счётчика электроэнергии, и могут проявить принципиальность, отказавшись принимать в эксплуатацию установленный аппарат.

Замена счётчика расхода электроэнергии ответственная работа, и должна выполняться строго в рамках действующего законодательства и соответствующими специалистами с обязательным оформлением всех необходимых документов.

Видео: Замена старого электросчетчика в квартире или частном доме

В репортаже освещается вопрос замены счетчиков электроэненргии на приборы нового поколения.

Разъясняется какие преимущества есть у новых электросчетчиков, для чего требуется замена старых приборов. Даются ответы, кто должен заниматься заменой данных приборов учета и как данная процедура происходит на практике.

Одна из популярных ситуаций, когда не понятно, на чьей стороне закон – необходимость поменять электрический счетчик и, соответственно, заплатить за работу электрика и покупку нового прибора учета. После поднятия этого вопроса в управляющей компании очень часто начинается дискуссия и, к сожалению, не всегда в ней оказывается правым потребитель, т.е. Вы. Не знаете, за чей счет производится замена электросчетчика в частном доме, муниципальной или приватизированной в квартире? Далее мы расскажем, кто должен платить за все растраты в 2017 году.

Причина недоумений

Как ни крути, но причина, по которой Вы не знаете, кто должен оплачивать счет за замену старого либо неисправного счетчика электроэнергии – Ваша же невнимательность. Во время подписания договора между Вами и управляющей компанией, нужно очень внимательно прочитать все пункты этого документа.

Далее Вы узнаете, что по закону оплату меняемого электросчетчика в квартирах граждан может производить управляющая компания, но если в этом самом договоре данный пункт не оговаривается либо трактован по другому, не удивляйтесь, что в дальнейшем за все придется платить именно Вам.

На чьей стороне закон?

Итак, в Гражданском кодексе РФ четко сказано, что если квартира приватизирована (либо частный дом), то замена при поломке, установка и обслуживание счетчика электроэнергии падает на плечи владельца жилья.

Этот факт можно подтвердить, сославшись на Статью 210 Части 2. Раздела 2. Главы 13., а также 139 и 140 пункт Постановления Правительства РФ № 530, а также №354 и №442 с изменениями на 2015 год.

Репортаж, который подтверждает, что собственник дома в частном секторе либо квартиры сам должен оплачивать услуги за то, чтобы заменить электросчетчик:

Ответ представителя ОАО «МОСЭНЕРГОСБЫТ»

Однако возникает такой очевидный вопрос – «Если прибор учета электричества находится в квартире на лестничной площадке, за чей счет придется менять устройство?». Тут уже Вы можете опираться на 7 пункт Постановления Правительства РФ № 491, согласно которому платить за замену электросчетчика находящегося в подъезде должна управляющая компания.

Если же квартира муниципальная (принадлежит государству), то за то, чтобы поменять счетчик, платит энергоснабжающая компания. Сразу же следует отметить еще один важный нюанс – если в этом многоквартирном доме заключен договор с управляющей организацией, платить за замену придется за ее счет.

Ну и последнее, что Вы должны учитывать – оплачивать замену за деньги управляющей компании получится только в том случае, если электросчетчик сломанный либо у него закончился срок эксплуатации. Если Вы просто решили заменить индивидуальный прибор учета электричества на более новый (к примеру, ), платить придется Вам самим, т.к. в Кодексе четко указано, что устройство меняется только когда неисправно. Кстати, Вы можете самостоятельно, перейдя по ссылке и прочитав простую инструкцию.

С полезной информацией по поводу некоторых нюансов замены счетчика Вы также можете ознакомиться на видео:

Как нужно менять прибор учета электроэнергии?

Вот и все, что хотелось рассказать Вам по данному поводу. Надеемся, теперь Вы знаете, за чей счет производится замена электросчетчика в квартире либо частном доме в 2017 году. Еще раз просим Вас внимательно читать, что подписываете, чтобы потом не возникал вопрос, за счет кого платить за работу.

Вы — собственник квартиры, значит, вы отвечаете за все коммуникации, проходящие через ваши владения, значит, и все счетчики, находящиеся в вашей квартире, находятся под вашей ответственностью. А к кому же относятся индивидуальные приборы учета электроэнергии, расположенные в коридоре? Энергоснабжающие организации умеют трактовать закон в пользу себя, а в нем непосредственно сказано, что все оборудование, обслуживающее несколько квартир, является имуществом дома, а то, которое обслуживает одну квартиру, принадлежит его владельцу, соответственно, менять счетчик нужно ему.

К покупке любого прибора учета нужно подходить очень ответственно, ведь от правильности и четкости его работы зависит счет за потребление электроэнергией.

Выбор прибора учета электроэнергии

Индукционный или электронный?

Индукционный счетчик установлен во всех старых домах – у него за стеклышком крутится диск, который и показывает степень потребления энергии. Электронные счетчики на сегодня являются более предпочтительными, поскольку они точные, имеют долгий срок поверки, а также могут похвастаться рядом дополнительных опций. Если сравнивать ценовую категорию обоих счетчиков, то электронный выйдет ненамного дороже, зато он качественнее и в итоге желательно отдать предпочтение именно ему.

Трехфазный или однофазный?

Чтобы не ломать себе голову, подбирайте индивидуальные приборы учета электроэнергии соответственно фазам сети, то есть для 3-фазных сетей берите 3-фазный счетчик, а для 1-фазной 1-фазный.

Есть, конечно, и другие варианты, но их нужно продумать более детально:

  • Подключить 3-фазный счетчик к 1-фазной сети можно, если в будущем у вас планируется переход с сети 220 В на 380 В.
  • 1-фазный счетчик можно подключить к 3-фазной сети, если нагрузка равномерно распределяется по всем 3-м фазам (счетчик в этом случае подключается на одну фазу).

Нужны ли дополнительные функции?

Если вы купите счетчик с возможностью устанавливать несколько тарифов, то вам это только на руку, ведь сегодня большинство городов переходит на разные тарифы в ночное и дневное время. Об остальных дополнительных функциях говорить не будем, потому что в основном они нужны для предприятий, а для обычного бытового использования хватит и одной.

Какой срок поверки?

Когда приобретаете счетчик электроэнергии, обязательно обращайте внимание на дату поверки, потому что именно от неё (а не от даты приобретения прибора) и считается срок поверки. Чем больше этот срок, тем лучше, потому что мало радости от того, что каждые 4 года нужно тратить свое время, да еще и деньги на плановую поверку. Явно вы получите большую выгоду, если заплатите больше денег, но за тот счетчик, у которого срок поверки больше.

Замена приборов учета электроэнергии может происходить по различным причинам .

Электросчетчик может выйти из строя, может , он может технически устареть , либо абонент энергоснабжающей компании может захотеть установить более современный многотарифный прибор, позволяющий значительно сэкономить расходуемые на электричество средства.

Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефонам бесплатной консультации :

Однако замена счетчиков электрической энергии очень непроста, так как существует много правил и законов, которые придется соблюсти собственнику или иному абоненту энергоснабжающей компании . Не многие знают, за чей счет производится замена электросчетчиков в Москве и других городах России.

Чем регламентируется?

Техническое обслуживание и замена электросчетчиков регламентируется российским законодательством :

  • ст. 543 и ст. 210 Гражданского кодекса РФ;
  • Жилищным кодексом;
  • федеральным законом ФЗ №261 от 32.11.2009;
  • федеральным законом ФЗ №102 от 26.06.2008;
  • решением Госстандарта РФ;
  • постановлениями правительства РФ №530 и №491.

Кто меняет и за чей счет?

Нужно ли менять электросчетчик за свой счет? В зависимости от расположения счетчика внутри квартиры (частного дома) или в подъезде, ответственность за состояние и правильную работу электросчетчиков несут либо владелец жилого помещения, либо управляющая компания.

В приватизированной квартире

В подъезде

Согласно постановлению правительства РФ №491, счетчики электрической энергии, расположенные на лестничных площадках в подъездах многоквартирных домов, являются .

Соответственно, все работы и расходы по замене электросчетчиков должны производиться управляющей компанией, в чьем ведомстве находится жилой дом .

Тем не менее, закон оговаривает возможность оплаты работ собственником квартир, если такое положение прописано в договоре между владельцем жилого помещения и управляющей компанией.

Если в договоре это не оговорено, то все расходы должна нести управляющая компания.

В частном доме

Владелец частного дома полностью оплачивает расходы по замене вышедшего из строя электросчетчика согласно постановлению правительства РФ №530, так как он является собственником жилого помещения .

В тех редких случаях, когда пользователь энергоснабжающей компании проживает в муниципальном частном секторе, замена электросчетчиков проводится в таком же порядке, как и в муниципальных неприватизированных квартирах.

Правила и сроки

При замене электросчетчика существуют строгие правила, которые необходимо соблюдать.

При нарушении порядка замены и нарушении опломбирования можно получить значительный штраф , также может быть произведен переучет оплаченной энергии по максимальному тарифу за 3 последних года.

При соответствующем обращении в энергосбывающую компанию та обязана в 10-дневный срок прислать специалиста-электрика и произвести замену электросчетчика.

Замене подлежат электросчетчики, срок работы которых согласно их паспортным данным истек. Также меняются устаревшие приборы учета.

Если сломался

Если счетчик электрической энергии вышел из строя, то ни в коем случае нельзя пробовать починить его самому, так как будут нарушены пломбы изготовителя прибора и контролирующей организации, что влечет за собой штрафные санкции.

При обнаружении неисправности собственник или другой абонент должен обратиться в энергоснабжающую компанию и произвести следующие действия:

  1. Написать заявление на выезд специалиста, указав домашний адрес и признаки поломки.
  2. Узнать время прихода специалиста у диспетчера по телефону.
  3. Дождаться специалиста, который проверит опломбировку и техническое состояние прибора.
  4. При необходимости следует заменить электросчетчик.

Можно ли самостоятельно заменить?

Можно ли заменить электросчетчик самому? Теоретически можно самостоятельно или с помощью знакомого специалиста произвести замену электросчетчика.

При такой замене следует получить официальное разрешение энергосбывающей компании, а снятие пломбировки старого счетчика необходимо производить в присутствии специалиста из управляющей компании.

При самостоятельной замене следует строго соблюдать правила технической безопасности.

Порядок действий

Как поменять счетчик электроэнергии? При замене электросчетчика следует соблюсти следующий порядок действий :

  • следует обратиться в энергоснабжающую организацию и получить разрешение на замену прибора учета электроэнергии;
  • требуется получить справку, без которой не получится приобрести счетчик в магазине;
  • нужно получить разрешение на снятие пломбировки в управляющей компании (возможно, что УК пришлет наблюдателя);
  • нужно выбрать подходящий счетчик, разрешенный компанией энергосбыта и технологически подходящий для замены старого;
  • электрик присылается энергосбывающей компанией либо находится самостоятельно (электрик должен иметь 3 группу по электробезопасности);
  • требуется демонтировать и сохранить старый электросчетчик для проверки специалистом его данных;
  • далее следует установить новый счетчик и убедиться в его правильной работе;
  • необходимо вызвать контролера для проверки и опломбирования.

Отправляется ли уведомление?

Если инициатором замены электросчетчика является энергоснабжающая компания, то собственнику жилого помещения высылается уведомление , в котором сообщается о необходимости произвести замену прибора учета и предписывается приобрести счетчик и оплатить услуги по его установке.

Обычно это бывает при истечении срока работы предыдущего прибора учета. В случаях, когда инициатором замены выступает владелец квартиры , он должен обратиться в энергоснабжающую компанию с соответствующим заявлением.

Проверка и опломбировка

После установки нового счетчика учета расхода электроэнергии, собственник или абонент энергоснабжающей компании должен в максимально короткие сроки вызвать специалиста, который проверит работу прибора и его проведет опломбирование.

Без этих процедур новый электросчетчик не будет принят в эксплуатацию.

Для вызова специалиста следует обратиться в управляющую либо в энергоснабжающую компанию и оплатить данную услугу согласно предоставленной квитанции.

Какие документы выдаются?

После установки нового счетчика и его опломбирования собственнику выдается акт о пломбировании , который следует предоставить в управляющую компанию для перерасчета стоимости предоставления электроэнергии.

Таким образом, если электросчетчик расположен на лестничной площадке, либо проводится в муниципальном жилье, то замена прибора учета является прерогативой управляющей или энергетической компании .

Если же счетчик установлен в квартире собственника, то замена прибора обойдется ему в значительную сумму , а при работах при демонтаже и установке нового прибора следует соблюдать строгие правила, установленные предписаниями и законами.

О правилах замены электросчетчиков вы можете узнать из видео:

ОБЛАСТЬ И СПЕЦИФИКА ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ

Вопросы установки, поверки счетчиков учета энергоресурсов регулируется в той ли иной степени следующими нормативными правовыми актами:

1. Гражданский кодекс Российской Федерации.

2. Федеральный закон «Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности» №261-ФЗ.

3. Постановление Правительства РФ от 31 августа 2006 г. № 530 «Об утверждении основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии».

5. Постановление Госстроя РФ от 27 сентября 2003 г. № 170 «Об утверждении Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда».

6. Постановление Правительства РФ от 13 августа 2006 г. № 491 «Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и Правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность».

8.Постановление Правительства РФ от 6 мая 2011 г. № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов».

9. Приказ Минпромторга РФ от 21 января 2011 г. «Об утверждении методических рекомендаций по техническим требованиям к системам и приборам учета воды, газа, тепловой энергии, электрической энергии».

При рассмотрении особенностей приборов учета используемых воды, природного газа, тепловой энергии, электрической энергии, следует отметить, что в соответствии с методическими рекомендациями по техническим требованиям к системам и приборам учета (см. Приказ Минпромторга РФ от 21 января 2011 г. «Об утверждении методических рекомендаций по техническим требованиям к системам и приборам учета воды, газа, тепловой энергии, электрической энергии»):

Счетчик воды представляет собой техническое средство, предназначенное для измерения объема воды, хранения, отображения и передачи результатов измерений объема воды, которое должно обеспечивать защиту от несанкционированного вмешательства и исключать возможность обнуления ранее полученных результатов измерений и накопленной измерительной информации;

Счетчиком газа является техническое средство, предназначенное для измерения, хранения, отображения и передачи результатов измерений количества природного газа (объема и/или массы), которое должно обеспечивать защиту от несанкционированного вмешательства и исключать возможность обнуления ранее полученных результатов измерений и накопленной измерительной информации;

Электросчетчик представляет собой техническое средство, предназначенное для измерения активной электроэнергии, которое должно обеспечивать защиту от несанкционированного вмешательства и исключать возможность обнуления ранее полученных результатов измерений и накопленной измерительной информации.

Вопрос установки приборов учета (счетчиков) волнует многих горожан, которые еще не успели обзавестись указанными приборами.

Наиболее актуальным для большинства потребителей является вопрос финансирования работ по установке приборов учета: за чей счет должны устанавливаться в квартирах рядовых потребителей индивидуальные счетчики?

Согласно п. 5 ст. 13 Федерального закона «Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности» № 261-ФЗ установка приборов учета осуществляется за счет собственников жилых помещений. Исходя из положений указанного документа, собственникам квартир предписано до 1 июля 2012 года установить счетчики на воду и электричество, а до 1 января 2015 года - приборы учета газа. Однако ответственности за не установку не предусмотрено. В обязанности собственника также входит обеспечение достоверности показаний приборов учета, в частности, их своевременная метрологическая поверка, которая оплачивается из собственных средств собственника. Эксплуатация не поверенного прибора учета запрещается и расценивается поставщиком энергоресурса как отсутствие прибора учета со всеми вытекающими для потребителя последствиями (начисление платы по действующим нормативам).

Непосредственно на время проведения поверки разрешается оплата услуг по усредненному расходу. В соответствии с п. 59 постановления Правительства РФ от 6 мая 2011 г. № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов»: плата за коммунальную услугу, предоставленную потребителю в жилом или нежилом помещении за расчетный период, определяется, исходя из рассчитанного среднемесячного объема потребления коммунального ресурса потребителем, определенного по показаниям индивидуального или общего (квартирного) прибора учета за период не менее 1 года (для отопления - исходя из среднемесячного за отопительный период объема потребления), а если период работы прибора учета составил меньше 1 года, - то за фактический период работы прибора учета, но не менее 3 месяцев (для отопления - не менее 3 месяцев отопительного периода) в следующих случаях и за указанные расчетные периоды:

а) в случае выхода из строя или утраты ранее введенного в эксплуатацию индивидуального, общего (квартирного), комнатного прибора учета либо истечения срока его эксплуатации, определяемого периодом времени до очередной поверки, - начиная с даты, когда наступили указанные события, а если дату установить невозможно, - то начиная с расчетного периода, в котором наступили указанные события, до даты, когда был возобновлен учет коммунального ресурса путем введения в эксплуатацию соответствующего установленным требованиям индивидуального, общего (квартирного), комнатного прибора учета, но не более 3 расчетных периодов подряд для жилого помещения и не более 2 расчетных периодов подряд для нежилого помещения.

Согласно статье 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества. В соответствии с пунктом 139 Правил функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики, утвержденных постановлением Правительства РФ № 530 от 31.08.2006 г., владелец объекта, на котором установлен прибор учета, обеспечивает его сохранность, целостность и обслуживание. В случае установки прибора учета в жилом помещении его сохранность, целостность и обслуживание обеспечивает собственник (наниматель) жилого помещения, если иное не установлено соответствующим договором. В соответствии с пунктом 140 указанных Правил, гарантирующий поставщик, энергосбытовая организация на основании соответствующих договоров с гражданами-потребителями обеспечивает за их счет установку, замену в случае выхода из строя, утраты или истечения срока эксплуатации, а также обслуживание (проверку, калибровку, замену) приборов учета, находящихся в собственности граждан-потребителей, если гражданин-потребитель не заключил договор на установку, обслуживание его прибора учета с иным лицом.

Иными словами, если квартира находится в собственности физического лица, то именно оно как собственник обязано оплатить расходы по установке приборов учета. Если же квартира не приватизирована, то собственником помещения является муниципальное образование (либо иное ведомство), имеющее на балансе жилой дом, где находится квартира, и именно на него возложена обязанность обеспечить наличие счетчиков. Граждане, проживающие в таких квартирах по договорам социального найма, не должны оплачивать установку приборов учета.

Приборы учета электроэнергии

Согласно п. 5 ст. 13 Федерального закона «Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности» № 261-ФЗ. Собственникам квартир предписано до 1 июля 2012 года установить счетчики на электричество.

На основании пункта 2 статьи 543 Гражданского Кодекса Российской Федерации в случае, когда абонентом по договору энергоснабжения выступает гражданин, использующий энергию для бытового потребления, обязанность обеспечивать надлежащее техническое состояние и безопасность энергетических сетей, а также приборов учета потребления энергии возлагается на энергоснабжающую организацию, если иное не установлено законом или иными правовыми актами. Согласно пункту 7 постановления Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 года № 491 индивидуальные (квартирные) приборы учета электрической энергии не входят в состав общедомового имущества. А в соответствии с пунктами 5.6.2. постановления Госстроя РФ от 27 сентября 2003 г. № 170 «Об утверждении Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда» обслуживающими организациями они не обслуживаются. В связи с вышеизложенным, можно сделать вывод о том, что и замена приборов учета электроэнергии осуществляется за счет средств собственников помещений.

Во многих российских жилых домах электросчетчики, обслуживающие одну квартиру, расположены на лестничных площадках. У жильцов никогда не было документов на такие приборы учета. В соответствии со статьей 36 Жилищного кодекса Российской Федерации собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в данном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения. Таким образом, электрический счетчик, учитывающий расход электроэнергии отдельной квартиры, относится к имуществу ее собственника (нанимателя), не является общедомовым имуществом, несмотря на то, что расположен на лестничной площадке, если иное не установлено договором.

Управляющие компании зачастую ссылаются на постановление Правительства РФ № 491 от 13 августа 2006 года, в котором дается определение такого понятия, как общее имущество дома. Пункт 7 раздела I «Определение состава общего имущества» указывает: «В состав общего имущества включается внутридомовая система электроснабжения, состоящая из вводных шкафов, вводно-распределительных устройств, аппаратуры защиты, контроля и управления, коллективных (общедомовых) приборов учета электрической энергии, этажных щитков и шкафов, осветительных установок помещений общего пользования, сетей (кабелей) от внешней границы, установленной в соответствии с пунктом 8 настоящих правил, до индивидуальных, общих (квартирных) приборов учета электрической энергии, а также другого электрического оборудования, расположенного на этих сетях». В свете этого они считают, что счетчики электроэнергии, хотя и установлены на лестничных площадках, обслуживают одну квартиру, а всё оборудование, которое обслуживает одну квартиру, является имуществом собственника жилья. Управляющая же компания обслуживает общее имущество дома, то есть все оборудование, которое обслуживает более одной квартиры. Индивидуальный счетчик, который фиксирует потребление электричества в одной квартире, принадлежит жильцам квартиры, независимо от того, где располагается сам прибор.

Юридически верным в подобной ситуации было бы изучение договора, заключенного между жильцами дома и управляющей компанией дома. В договоре должно быть указано разграничение полномочий: какие именно работы и в каком объеме обязуется выполнять управляющая компания, а какие собственники (наниматели) жилых помещений. В данном случае именно договор определяет обязанность ремонта либо замены счетчика электроэнергии на лестничной площадке управляющей компанией за счет средств, собранных с жильцов за содержание жилья, или их проведение за дополнительную плату. Если, например, замена счетчиков не предусмотрена договором, тогда жильцы вправе созвать общее собрание собственников жилья, которое и примет решение о замене приборов, а также о дополнительном сборе денег на эти цели.

Анализируя написанное, можно сделать вывод о том, что при наличии договора между управляющей компанией и жильцами и включении в указанный договор условий о том, что указанные учеты прибора относятся к общедомовому имуществу и обслуживаются управляющей компанией, замена производится за счет компании. Если же указанного договора нет, то электрический счетчик, учитывающий расход электроэнергии отдельной квартиры, относится к имуществу ее собственника (нанимателя), не является общедомовым имуществом, несмотря на то, что расположен на лестничной площадке.

Во избежание подобных конфликтных ситуаций нужно детально изучать договор с жилищными организациями, а также четко и конкретно прописывать в договоре, какие именно услуги, и в каком объеме жильцы хотят получить от управляющей компании.

Приборы учета воды

Согласно п. 5 ст. 13 Федерального закона «Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности» № 261-ФЗ собственникам квартир предписано до 1 июля 2012 года установить счетчики на воду.

Указанный Федеральный закон обязывает нас установить счетчики. Статья 5 указанного Закона обязывает до 1 июля 2012 года собственников жилых домов, за исключением указанных в части 6 статьи, собственников помещений в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию на день вступления в силу указанного Федерального закона, обеспечить оснащение таких домов, в том числе приборами учета воды, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию. При этом многоквартирные дома в указанный срок должны быть оснащены индивидуальными и общими (для коммунальной квартиры) приборами учета используемой воды.

В законе не предусматривается какая-либо ответственность собственника за неисполнение указанного Закона.

В случае не установки в указный в Законе срок собственнику квартиры надлежит платить по действующим нормативам, а не фактическому потреблению.

После установки приборов они должны быть опломбированы и на каждый из них должен быть составлен акт приемки в эксплуатацию.

Вступивший в силу с 1 января 2013 года федеральный Закон № 416-ФЗ от 07 декабря 2011 года «О водоснабжении и водоотведении» прекратил споры между обслуживающими организациями и гражданами по вопросу взимания платы за опломбирование счетчиков.

В соответствии с п.5 ст.20 указанного Закона приборы учета воды, установленные для определения количества поданной абоненту воды по договору водоснабжения опломбируются организациями, которые осуществляют горячее водоснабжение, холодное водоснабжение, и с которыми заключены указанные договоры, без взимания платы с абонента, за исключением случаев, когда опломбирование соответствующих приборов учета производится такой организацией повторно в связи с нарушением пломбы по вине абонента или третьих лиц.

Потребители после установки на сетях индивидуальных приборов учета воды должны обращаться к исполнителю коммунальных услуг, которым может быть управляющая организация, ТСЖ, непосредственная организация, предоставляющая услуги по водоснабжению, с требованием опломбировать счетчики. Этого требуют Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденные постановлением Правительства РФ от 06 мая 2011 № 354.

В свою очередь, исполнитель коммунальных услуг в соответствии с пунктом У статьи 31 указанного постановления обязан осуществлять по письменному заявлению потребителя ввод в эксплуатацию прибора учета не позднее месяца, следующего за датой его установки. Начиная с 1-го числа месяца, следующего за месяцем ввода прибора учета в эксплуатацию, потребители должны оплачивать коммунальные услуги по предоставлению водоснабжения по счетчику.

В том случае, если обслуживающая организация отказывается опломбировать или вводить в эксплуатацию индивидуальный прибор учета воды, потребитель имеет право обратиться за защитой своих прав в контролирующие органы или в суд.

При истечении интервала государственного срока поверки счетчик подлежит поверке или замене. Требования о первой, а затем и о последующих поверках счетчиков установлены Законодательством Российской Федерации. Срок поверки указывается в техническом паспорте прибора учета.

Если потребитель не получил специальное уведомление, он может самостоятельно проверить окончание срока, позвонив в обслуживающую организацию.

Срок службы счетчиков на горячую воду - четыре года, на холодную - каждые шесть. Затем необходимо произвести их поверку. После истечения указанных сроков начисление платы (на период поверки) за пользование водой будет начисляться по действующим нормативам.

Приказом Минрегиона РФ от 30 декабря 2009 г. N 624 утвержден Перечень видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства. В соответствии с п. 15 этого Перечня устройство и демонтаж внутренних инженерных систем и оборудования зданий и сооружений требуют получения свидетельства о допуске на виды работ, влияющие на безопасность объекта капитального строительства, только в случае выполнения таких работ на объектах, обозначенных нормами ст. 48.1 Гражданского Кодекса РФ (особо опасных, технически сложных и уникальных объектах). Многоквартирный дом и другие объекты, не включенные в данный перечень, могут быть оснащены приборами учет (кроме счетчиков газа) без наличия соответствующего допуска.

Приборы учета бытового газа

Счетчики бытового газа (согласно п. 5 ст. 13 Федерального закона «Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности» № 261-ФЗ) необходимо установить и ввести в эксплуатацию до 1 января 2015 года.

В соответствии с пунктом 9 статьи 13 указанного Федерального закона с 1 июля 2010 года организации, которые осуществляют снабжение водой, природным газом, тепловой энергией, электрической энергией или их передачу и сети инженерно-технического обеспечения которых имеют непосредственное присоединение к сетям, входящим в состав инженерно-технического оборудования объектов, подлежащих в соответствии с требованиями настоящей статьи оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, обязаны осуществлять деятельность по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют. Указанные организации не вправе отказать обратившимся к ним лицам в заключении договора, регулирующего условия установки, замены и (или) эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют. Цена такого договора определяется соглашением сторон. За просрочку исполнения обязательства по установке, замене и (или) эксплуатации этих приборов учета указанные организации уплачивают потребителю за каждый день просрочки неустойку (пени), определяемую в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день исполнения обязательства, но не более чем в размере цены выполнения работ, оказания услуг по договору.

Порядок заключения и существенные условия такого договора утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Договор, регулирующий условия установки коллективного или индивидуального (общего для коммунальной квартиры) прибора учета используемого энергетического ресурса (снабжение которым или передачу которого осуществляют указанные организации) и заключаемый с гражданином - собственником жилого дома, дачного дома или садового дома либо уполномоченным им лицом, с гражданином - собственником помещения в многоквартирном доме или лицом, ответственным за содержание многоквартирного дома, в целях выполнения ими обязанностей, предусмотренных частями 5 - 6.1 статьи 13, должен содержать условие об оплате цены, определенной таким договором, равными долями в течение пяти лет с даты его заключения, за исключением случая, если потребитель выразил намерение оплатить цену, определенную таким договором, единовременно или с меньшим периодом рассрочки.

При включении в такой договор условия о рассрочке в цену, определенную таким договором, подлежит включению сумма процентов, начисляемых в связи с предоставлением рассрочки, но не более чем в размере ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день начисления, за исключением случаев, если соответствующая компенсация осуществляется за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, местного бюджета. Субъект Российской Федерации, муниципальное образование вправе предоставлять в порядке, установленном бюджетным законодательством Российской Федерации, за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, местного бюджета указанным организациям поддержку путем выделения им средств на возмещение расходов, понесенных ими в связи с предоставлением рассрочки.

Консультацию по вопросам защиты прав потребителей в сфере оказания услуг Вы можете получить в Консультационном центре для потребителей , расположенном по адресу: г. Рязань, ул. Островского, д. 51 а, каб. 304. (тел. 92-97-80 ), а также по телефону бесплатной горячей линии : 8-800-200-10-62