В каком году не стало октябрят. Кто такие октябрята

С самого маленького возраста идеология СССР внушала, что нужно быть патриотом и высокоморальным человеком. Атрибутом философии Ленина стал октябрятский значок. И чтобы его получить, нужно было вступить в отряд октябрят. Многие помнят, каким это было ожидаемым событием в их жизни.

Немного истории

Термин октябрята возник в 1923–24 гг., когда в Москве стали возникать первые группы детей, в которые принимались ребята – ровесники Великой Октябрьской социалистической революции.

Группы октябрят создавались в первых классах школ и действовали до вступления октябрят в пионеры и образования пионерских отрядов. При вступлении в ряды октябрят детям выдавался нагрудный значок – пятиконечная рубиновая звезда с портретом Ленина в детстве. Символом группы был красный октябрьский флажок. Группа октябрят состояла из нескольких подразделений, называемых «звёздочками», каждая из которых включала обычно по 5 детей – символ пятиконечной звезды. Как правило, в «звёздочке» каждый октябрёнок занимал одну из должностей – командир, цветовод, санитар, библиотекарь или физкультурник.

ЦК ВЛКСМ утвердил набор «правил» для октябрят:

  • Октябрята – будущие пионеры.
  • Октябрята – прилежные ребята, любят школу, уважают старших.
  • Только тех, кто любит труд, октябрятами зовут.
  • Октябрята – правдивые и смелые, ловкие и умелые.
  • Октябрята – дружные ребята, читают и рисуют, играют и поют, весело живут.

Деятельность октябрят проходила преимущественно в игровой форме и организовывалась учителями и вожатыми. Ежегодно 16–22 апреля проводилась всесоюзная неделя октябрят. В школе для октябрят могли организоваться «ленинские чтения», когда 22-го числа каждого месяца назначенный старшеклассник приходил в класс и читал рассказы о В. И. Ленине (его день рождения 22-го апреля 1870 г.). Для октябрят издавались всесоюзные («Весёлые картинки» и «Мурзилка») и республиканские журналы. Например, в Молдавской ССР издавался журнал «Стелуца» («Звёздочка») на молдавском и русском языках. Материалы, предназначенные для октябрят, публиковали и пионерские газеты. Ежегодно для октябрят издательством «Малыш» выпускался настольный календарь «Звёздочка». Методические материалы о работе с октябрятами регулярно печатались в журналах «Вожатый», «Начальная школа», «Воспитание школьников» и других изданиях.

Объединения младших школьников при пионерских и других детских организациях, подобные октябрятам, действуют во многих странах. Очевидно, что свое название детское объединение получило благодаря Великой Октябрьской революции, тем самым и определив возраст вступающих в этот отряд. В результате появился октябрятский значок с фото Ленина.

Особенности и разновидности октябрятских значков

Главный отличительный символ октября – значок! Октябрятский значок представлял собой звезду рубинового цвета с пятью лучами, в центре которой находилась фотография маленького Ленина.

Существовало две разновидности значка:

  • металлическая
  • пластиковая.

Первая встречалась очень часто и была самой распространенной, что неудивительно: в октябрят принимали всех младших школьников Советского Союза, а значит, нужно было изготовить достаточное число символьной атрибутики. Пластиковая была довольно редкой, и чтобы ее раздобыть, нужно было изрядно потрудиться.

Значки изготавливались из металла методом штамповки , ведь октябрятских звездочек требовалось очень много: для каждого ребенка огромной страны! Изготовлено было большое количество этих значков, так что и до сих пор можно отыскать абсолютно новые, без единой царапины, экземпляры.

Более редкая разновидность – это значок октябренка, изготовленный из пластмассы с фотопортретом вождя. Таких моделей было изготовлено намного меньше, и даже в советское время они являлись раритетом, не говоря уже о наших днях.

Церемонию принятия в октябрята дети воспринимали с большой радостью, ведь совсем недавно они были всего лишь «дошкольники», а уже сейчас они стоят перед всей школой на памятном событии! Школьникам вручались нагрудные значки октябренка. Они становились настоящим предметом гордости.

Значок октябренка был первым официальным знаком отличия, его ношение не требовало соблюдения каких-то особенных правил. Правила октябрят гласили, что надо хорошо учиться, любить школу и уважать старших. И дети, конечно же, старались оправдать столь высокое доверие, данное им со стороны взрослых.

Как уже отмечалось ранее по тексту, значками гордились, их берегли, носили, не снимая – как в школе, так и на улице, во время игр с товарищами, и даже дома, выполняя те или иные дела. Но со временем, по мере взросления, страсть к значкам несколько утихала – дети готовились к вступлению в пионерские отряды, были полны новых ожиданий и предвкушений. В третьем классе мальчики уже не часто носили значки октябрят, поскольку уже видели себя с красным галстуком, а пятиконечную ленинскую звезду считали знаком для маленьких, первоклассников. У особо активных и озорных ребят было даже свое развлечение – когда они подрастали и уже не считали себя настолько маленькими, чтобы носить октябрятский значок, но еще не годились в пионеры по возрасту, – они устраивали игры в шерифов.

Суть забавы в том, что звезду с лицевой стороны обтачивали камнем. Портрет вождя из-за этого стирался, а знак походил на орден американского шерифа. Конечно, подобное поведение не поощрялось, и таких шалунов брали на поруки, перевоспитывали на слетах октябрят. Девочки были сдержаннее в своих идейных взглядах, и продолжали носить символ октябрятского движения вплоть до принятия в пионеры.

Октябрятский значок в том виде, в котором он был распространен в СССР, был придуман Николаем Томским. Великий скульптур разработал дизайн знака. Тот внешний вид, который имел главный отличительный символ октябрят, полностью его заслуга – и пятиконечная рубиновая звезда, и фото маленького Володи Ульянова. Тираж изготовления значков достигал пять миллионов единиц в год. Каждый школьник Советского Союза обладал знаком, определяющим его коммунистическую принадлежность – первая ступень в деле воспитания товарища.

Кто изображен на значке октябренка?

На этом значке изображен Владимир Ильич Ленин , вождь пролетариата и лидер молодой Советской страны, в почти младенческом возрасте. Интересна история данного изображения.

В 1874 году фотографии семьи Ульяновых были сделаны в городе Симбирске в фотоателье Закржевской. Юный Владимир отлично получился на совместной фотографии со своей сестрой Олей. Именно это фото кудрявого малыша Володи и было взято через три десятилетия советским художником Пархоменко в качестве базы для создания портрета юного В. И. Ленина. Лишние детали в виде сестренки и кресла были убраны – и появилось изображение, хорошо известное всем, кто успел застать советское время.

Деятельность октябрят

Название «Октябрятская звездочка» принадлежало не только символике. С таким названием были и группы в школьном классе. Отрядом считался целый класс, который подразделялся на звездочные звенья. То или иное звено заведовало разной деятельностью

К примеру, они занимались такими делами, как:

  1. помощь одноклассникам, отстающим в учебе;
  2. самодеятельность;
  3. посильный ремонт.

У таких ребят был свой кодекс, которому они следовали. Октябрята должны быть:

  • дружными;
  • честными;
  • трудолюбивыми;
  • справедливыми.

Эту атрибутику изготавливали способом штамповки, ведь нужно было обеспечить каждого малыша в таком огромном государстве. Значков было изготовлено так много, что и сегодня можно найти новые экземпляры. К слову, наша компания предлагает изготовление орденов и медалей на заказ.

Октябрятами в СССР называли будущих пионеров, самых юных ленинцев. Они должны были достойно носить это почетное звание - выполнять правила октябрят: прилежно учиться, любить труд, помогать старшим. Быть честными, смелыми, ловкими и умелыми. А также веселыми и дружными.

В честь Великой революции

Октябрята появились в далеком 1923 году. Тогда при пионерских отрядах формировались группы из детей рабочих и крестьян. Назывались они везде по-разному. В Сибири были красные маки, на Кавказе - букеты, и садики, в Одессе – красные зернышки. В Москве в честь победы Великой Октябрьской революции – октябрята. Прижилось и стало официальным последнее название.

Всем пример

Октябрята объединялись в звездочки по пять человек. У каждой звездочки был вожатый – пионер или комсомолец, который помогал организовать работу, и его помощник – командир звездочки. У остальных октябрят тоже были свои должности – санитар, цветовод, библиотекарь или физкультурник.

Санитар следил за чистотой рук, проверял наличие носового платка, проветривал классную комнату. Носил на руке белую повязку с красным крестом. Цветовод поливал цветы, забирал их домой на летние каникулы. Физкультурник организовывал подвижные игры на переменах, учил делать утреннюю гимнастику, сам занимался спортом. Библиотекарь отвечал за бережное отношение к учебникам, за регулярное посещение школьной библиотеки.

Стать октябренком мог не каждый. Надо было хорошо учиться и быть дисциплинированным. Сначала учили правила октябрят. Чтобы дети их быстро запоминали, они зарифмовывались. Например: «Только тех, кто любит труд, октябрятами зовут».

Заветная звездочка

Прием проходил обычно накануне 7 ноября, на торжественной линейке в школе или дворце пионеров. Зал украшали знаменами и . На стене обязательно висел портрет Ленина.

Радостные и гордые, в распахнутых пальтишках шли новоиспеченные октябрята домой. На груди красовался – пятиконечная звездочка с портретом Володи Ульянова в середине. Некоторые до сих пор их хранят.

Теперь я октябренок

Первоклассник понимал, теперь он – не просто ученик, он – октябренок. И отвечает не только за себя, но и за товарищей по звездочке.

Для детей это была увлекательная игра. Как взрослые, они проводили собрания, распределяли обязанности. А заодно учились дружбе, коллективизму, взаимовыручке, с пользой проводили свободное время. Были у октябрят свои печатные издания – журналы «Веселые

Честное слово, мне жаль нынешнюю детвору. Они никогда не были и не будут октябрятами… Ох, какая же это была радость и гордость, когда тебя, вчерашнего «просто первоклашку», а еще совсем недавно — сопливого «дошкольника», торжественно, на глазах у всей школы (!), принимали в октябрята! И вот ты уже не просто первоклассник, а октябренок, и, самое главное – теперь у тебя на груди ЗНАЧОК октябренка…Именно звездочка октябренка поднимала тебя на ступеньку выше в иерархии ровесников. Ведь это не дядькин армейский значок, который был так, для «покрасоваться перед пацанами». Значок октябренка, был первый (!) законный знак отличия, знак принадлежности к особой группе. И какая там идеология и политика (в семь-то лет…), обычная игра. Все как у взрослых – собрания, обсуждения, обязанности. Вот именно эти обязанности и делали нас взрослее и ответственнее. Даже существовали Правила Октябрят. И ничего плохого в них не было. Да судите сами…

— Октябрята — будущие пионеры.
— Октябрята, прилежные ребята, хорошо учаться, любят школу, уважают старших.
— Октябрята, честные и правдивые ребята.
— Октябрята, дружные ребята, читают и рисуют, играют и поют, весело живут.
Только тех, кто любит труд, октябрятами зовут.

Подвести товарищей, не выполнить поручение для октябренка было позором. Очень серьезно относились мы к этому. А еще звание октябренка давало право сталь членом различных сообществ, таких как – «Друзья птиц», «Зеленый патруль» и многих других, не помню уже… Зато, хорошо помню, как по весне дедушка обрезал сад, а я (член «Зеленого патруля»!), бегал за ним по саду и не давал резать ветки, тыкая ему удостоверение. Удостоверение! Собственно, ради него, в основном, и вступали в эти общества. А как же. Настоящий документ! Мой! С моим именем, фамилией и печатью (школьной, конечно).

Более поздний вариант значка - пластиковый. Часто ломалась застежка.

На ночь их клали под подушку, а при встрече с единомышленниками, предъявляли друг другу. Игра? Разумеется! Но эта игра делала нас дружнее, сплоченней, делала нас коллективом. Сейчас много говорят, о том, что это подавляло личность ребенка, лишало его индивидуальности. Ерунда!!! Только в коллективе может проявиться настоящая личность, без чувства ответственности развитие полноценной личности невозможно. Ну да ладно. Это уже дискуссионный вопрос и проблемы педагогики…

К окончанию третьего класса октябрятский пыл обычно угасал. Любая игра надоедает, да и вырастаем мы из них. Октябрятские значки на третьеклассниках выглядели, как на солдатах-«дембелях» – залихватски и небрежно. Многие из них были потертыми, с облезлой эмалью, да и приколоты они были зачастую криво. Справедливости ради, надо сказать, что это касалось в основном пацанов, девочки марку держали до последнего. Выростали мы из октябрятского возраста, и быть октябренком, как «первоклашки», было уже неинтересно. Через год сдавались и некоторые девочки, значок октябренка редко можно было увидеть и на них. Впереди был новый этап взросления — в четвертом классе принимали в пионеры. А это уже намного серьезней…

Классный час «Октябрята – дружные ребята»

Здравствуйте, ребята.

С егодня я расскажу вам, кто такие "октябрята", по каким правилам они живут, почему их так называют - "октябрята".
И еще расскажу именно о объединении "октябрят", потому что скоро мы для вас организуем и проведём Праздник "Октябрятской звездочки". В торжественной, праздничной обстановке вручим октябрятскую звездочку и присвоим Вам звание "октябрёнок". Согласны?
Кто же такие "октябрята"? Это ребята 2-4-х классов, которые являются не просто школьниками, а многочисленной дружной группой маленьких граждан нашей большой страны. В какой стране мы живём? (России) И вот вы уже являетесь гражданами нашей страны.
"Октябрята" - это ребята, которые хотят узнать окружающий мир. "Октябрята" - это ребята, которые хотят научиться жить среди других людей: в семье и в школе, научиться общаться с людьми в разных жизненных ситуациях.

А сейчас, ребята, послушайте внимательно легенду об октябренке :

В далекие-далекие таинственные времена жили такие же дети как вы – храбрые, отважные и любопытные. Они жили в чудесной стране среди зеленых лесов, синих озер и рек. Одно у них было плохо – они не могли покидать свой город, потому что дорог еще не было, только редкие тропинки, которые не уходили дальше знакомого леса. И никаких знаков, которые бы вели домой, не было…

Но однажды осенью, в октябре, когда звёзды на небе самые высокие, ночное синее небо прочертила падающая звезда. Она была совсем маленькая и упала прямо в город, на одну из площадей. Любопытные и храбрые жители с удивлением рассматривали звездочку, которая сияла теплым ярким золотистым светом. Этот свет освещал весь город и ярким лучом бил в ночное небо. Прошло много времени, жители привыкли к ночному звездному свету, а звезда за это время ни чуточки не погасла.

И тогда храбрые и любопытные дети города решили отправиться в путешествие в невиданные земли. Они разбились на несколько отрядов, и пошли каждый в свою сторону света. Каждый вечер они оглядывались назад и видели над верхушками деревьев луч звездочки, которая светилась также ярко, как раньше. Их путешествия длилось много дней. Они встречали на пути опасные испытания, тайны, загадки, приключения и, конечно, новых друзей. В пути они учились узнавать мир вокруг себя через свои собственные дела. А возвращались они в свой город на свет звезды, и тогда рассказывали другим детям интересные истории о далеких странах, и новые отряды маленьких храбрецов отправлялись в чудесные экспедиции.

Много лет спустя звезда начала гаснуть. Погасшая звезда стала символом начала всех дорог, которые к тому времени проложили жители города вовсе страны мира, а храбрых отважных детей – октябрятами.

Вам понравилась эта история?

А вы бы хотели стать такими смелыми и отважными как октябрята?

Тогда я вам хочу предложить стать октябрятами

Октябренок – это маленький смелый первооткрыватель. Он готов идти по новым дорогам и узнавать много нового, справляться с трудностями, участвовать в приключениях. Его жизнь полна интересный встреч, добрых дел и открытий!..

Рассказ о создании групп октябрят, их правила.

А начнем мы свой рассказ с показа школьной формы советского образца, которую носили ваши родители. Показ формы. Эта форма праздничная, так как во время каких-либо праздников девочки одевали белый фартук. А каждый день носили вместо белого фартука черный. Здесь также показаны некоторые учебники того периода.

Рассказ о октябрятах

Понятие «октябрята » возникло в 1923-24 гг., когда в стали появляться первые группы октябрят, в которые принимались дети - ровесники Великой Октябрьской социалистической революции, которая произошла в 1917 г. И как раз на момент появления термина «октябрята» им исполнилось 7 лет.

Группы октябрят создавались в первых классах школ и действовали до вступления октябрят в пионеры и образования пионерских отрядов. При вступлении в ряды октябрят детям выдавался нагрудный значок - пятиконечная рубиновая звезда с портретом Ленина в детстве.(руководитель государства того времени в детстве) Давайте найдем эти значки на ваших столах.. Символом группы был красный октябрьский флажок (картинка ). Группа октябрят состояла из нескольких подразделений, называемых «звёздочками», каждая из которых включала обычно по 5 детей - символ пятиконечной звезды. (Картинка звезды и посчитать концы .)

Сделать вывод . В звёздочки дети объединялись с учётом их пожеланий, взаимных интересов и дружеских связей. Во главе звёздочки стоял командир. Каждый октябрёнок имел постоянное поручение, которое чаще давалось на одну неделю.

Для октябрят были установлены правила: эти правила читают сами дети НАПЕЧАТАТЬ

* Октябрята - будущие пионеры.

* Октябрята - прилежные ребята, любят школу, уважают старших.

* Только тех, кто любит труд, октябрятами зовут.

* Октябрята - правдивые и смелые, ловкие и умелые.

* Октябрята - дружные ребята, читают и рисуют, играют и поют, весело живут.

Каждый октябрёнок должен был соблюдать эти правила в повседневной жизни. Нарушители могли подвести своих товарищей по «звёздочке» - так назывались малые группы октябрят. Поэтому ребята ответственно относились к этим правилам, старались жить по-октябрятски.

А сами октябрята придумали такие правила: с ними вас познакомят (стихи 4 класс)

Правила октябрят

Мы веселые ребята,

Мы ребята октябрята. Мы активные ребята, Потому что октябрята!

Все привыкли мы к порядку Утром делаем зарядку И хотим всегда«10» На уроках получать.

Мы прилежные ребята, Мы ребята октябрята Только тех, кто любит труд Октябрятами зовут

Мы правдивые ребята Старших всех мы уважаем, Никогда, нигде, ни в чём Мы друзей не подведём!

Мы читаем и считаем, На луну слетать мечтаем. Будем крепко мы дружить И стране родной служить.

Мы весёлые ребята, Мы ребята октябрята Наши песни, танцы, смехДелим поровну на всех!

Скажите, а на сегодняшний день эти правила можно выполнять?

А маршем октябрят стал стих О. Высотской «Октябрята», где были перечислены все те же правила, выросшие из законов и обычаев пионеров:

Мы веселые ребята, Мы ребята-октябрята.Так прозвали нас не зря В честь победы Октября.Все привыкли мы к порядку.Утром делаем зарядку И хотим отметку «пять»На уроках получать…

Сейчас я прочитаю вам отрывок из рассказа Виктора Голявкина «Звездочка ».

«-Видал?- Вовка распахнул пальто. На груди у него была красная звёздочка. –Ятеперь октябрёнок! По-октябрятски жить буду!- Вовка сиял от счастья.

Как это по-октябрятски жить?

Эх ты! Нужно знать октябрятские правила. Ведь я будущий пионер. Понятно? Это значит весело жить, трудиться, помогать старшим. Быть честным.

А ещё что?

-…Хорошо учиться, любить школу, быть дружным, петь, рисовать.

А мне можно по-октябрятски жить?

Видишь ли, - сказал Вовка, - как сказать… Я думаю, что, конечно, можно. Вот, например, я подмёл пол сегодня. И ты вполне можешь это сделать.

Конечно, могу.

Ну вот, - продолжал спокойно Вовка, - ты можешь, конечно, это сделать. Но ты можешь этого и не делать. А мне нельзя. Я октябрёнок.

Я завидовал Вовке. Он такой счастливый. Ещё бы! У него звёздочка! Он октябрёнок!…»

Таким образом, быть октябрёнком в первую очередь означало, быть хорошим, честным человеком, помогать людям. Этому нас учат и сейчас, только нет «звёздочек», а есть малые творческие группы. Нет атрибутики – значков, флажков; но есть другие формы: за успехи в учёбе или мероприятиях мы получаем наклейки, жетоны или что-то другое.

Скажите, а какое самое главное качество было у октябрят? Дружба. А теперь давайте споём пеню «Дружба» .

Молодцы, ребята! А кого вы можете назвать другом?

Ответы детей:

Друг – это и любимая книга.

Друг – это мама, которая всегда тебя приласкает. Родители самые верные друзья, помощники. Их нужно слушаться.

Друг – это школьный учитель, который ведёт по дорогам Знаний.

Друг – это старенький плюшевый медвежонок, который выслушивает тебя, когда бывает плохо.

Четвероногий друг

Стихотворение читают дети

«Трезор» Сергей Михалков

На дверях висел замок.
Взаперти сидел щенок.
Все ушли и одного
В доме заперли его.
Мы оставили Трезора
Без присмотра, без надзора,
И поэтому щенок
Перепортил все, что мог.
Разорвал на кукле платье,
Зайцу выдрал шерсти клок,
В коридор из-под кровати
Наши туфли уволок.
Под кровать загнал кота -
Кот остался без хвоста.
Отыскал на кухне угол -
С головой забрался в уголь,
Вылез черный - не узнать.
Влез в кувшин -
Перевернулся,
Чуть совсем не захлебнулся
И улегся на кровать
Спать...
Мы щенка в воде и мыле
Два часа мочалкой мыли.
Ни за что теперь его
Не оставим одного.

Верная дружба бывает не только между людьми. Верным вам, ребята, может быть и ваш четвероногий друг. Ведь мы в ответе, за тех, кого приручили.

Послушайте стихотворение о том, как дети заботятся о животных

« Мы с приятелем» Сергей Михалков

Мы с приятелем вдвоём
Замечательно живём!
Мы такие с ним друзья -
Куда он, Туда и я!

Мы имеем по карманам:
Две резинки,
Два крючка,
Две больших стеклянных пробки,
Двух жуков в одной коробке,
Два тяжёлых пятачка.

Мы живём в одной квартире,
Все соседи знают нас.
Только мне звонить - четыре,
А ему - двенадцать раз.

И живут в квартире с нами
Два ужа
И два ежа,
Целый день поют над нами
Два приятеля-чижа.

И про наших двух ужей,
Двух ежей
И двух чижей
Знают в нашем новом доме
Все двенадцать этажей.

Мы с приятелем вдвоём
Просыпаемся,
Встаём,
Открываем настежь двери,
В школу с книжками бежим...
И гуляют наши звери
По квартирам по чужим.

Почему их отдали в зоопарк?

Итак какой должен быть настоящий друг? Какими качествами он должен обладать? (запись на доске: верным, отзывчивым, вежливым, добрым … и т.д.)

Есть такая притча:

Миша решил изменить мир. Но мир - такой большой, а Миша – такой маленький. Тогда Миша решил изменить свой город. Но город - такой большой, а Миша – такой маленький. Тогда Миша решил изменить свою семью. Но семья у Миши - такая большая, одних деток с десяток. Так Миша добрался до того единственного, что он в силах изменить, будучи таким маленьким, - самого себя.

Вы поняли, что этой нужно сделать? Нужно заглянуть в себя, и может что- то поменять в себе и стать настоящим другом (прочитать запись на доске: верным, отзывчивым, вежливым, добрым … и т.д.)

Доброты нам часто не хватает.

Если вы будете добры к людям, они повернутся к вам лицом, захотят с вами дружить.

- А теперь я вам предлагаю поработать консультантами. Я вам предлагаю несколько ситуаций, а вы должны дать совет, как поступить в этих ситуациях.

1-я ситуация Твой друг употребляет плохие слова и выражения. Твои действия.

2-я ситуация Твой друг стал получать плохие отметки, и родители запрещают тебе с ним дружить. Твои действия.

3-я ситуация Твой друг сделал что-то плохое, а наказывают тебя. Твои действия.

(3 класс зачитывают законы дружбы)

Законы дружбы:

    Помогай другу в беде.

    Умей с другом разделить радость.

    Не смейся над недостатками друга.

    Останови друга, если он делает что-то плохое.

    Умей принять помощь, совет, не обижайся на критику.

    Не обманывай друга.

    Умей признавать свои ошибки, помириться с другом.

    Не предавай своего друга.

    Относись к своему другу так, как тебе хотелось бы, чтобы относились к тебе.

Итак, ребята, так каких учеников мы сможем принять в октябрята

И в заключении послушайте песню октябрят, а затем на принятии в октябрята вам нужно будет самим ее спеть.

Идут октябрята по стране Октября
Музыка: С.Соснин Слова: М.Садовский

Отчего у нас так звОнко,
Отчего у нас так звОнко -
Каждый день и каждый час?
Наша дружба, октябрёнок,
Наша дружба, октябрёнок,
Вместе с нами входит в класс!

Припев:

Идут октябрята, идут октябрята,
Идут октябрята по стране Октября!

Вместе мы всегда шагаем,
Вместе мы всегда шагаем,
О мечтах своих поём -
И на Марсе побываем,
И на Марсе побываем,
И построим новый дом!

Заводилы, фантазёры,
Заводилы, фантазёры -
Наша лучшая родня.
Любим выдумки и споры,
Любим выдумки и споры -
Не прожить без них ни дня!

Улыбки, улыбки, как звёздочки, горят -
Идут октябрята по стране Октября!

Итак, ребята прежде чем _________класс будет принят в октябрята, вам нужно будет классом оформите листок добрых дел и прикрепить на стенд под названием «Наши октябрьские дела»

Итог.

О чем говорили на занятии?

Что нового узнали?

Какие правила октябрят запомнили?

Символ октябрят.

Давайте в заключение нашей беседы и в честь настоящей дружбы октябренка, которая есть в вашем маленьком коллективе проведём праздничный салют

«Красный» - хлопает 2 класс

«Жёлтый» - хлопает 3 класс.

«Зелёный» - хлопает 4 класс.

«Синий» - хлопает все.

Молодцы! Спасибо за урок!


В библиотеке мною были найдены книги об октябрятах. Сведения о них содержатся как в справочной, так и в учебно-методической литературе. Мне было интересно прочитать и детскую художественную литературу, например: «Звёздочка», «Октябрятская неделя», «Октябрятские праздники». Из книг я узнала, как проходили классные часы, игры и праздники у октябрят. В книге В. Ф. Матвеева я прочитала, что у октябрят были вожатые – пионеры, которые организовывали для малышей много интересных дел.

Проанализировав полученную мной информацию, я выяснила, что октябрята в СССР – это школьники 7-9 лет, объединяемые на добровольных началах в группы при пионерской дружине школы. Октябрятские группы готовили детей к вступлению во Всесоюзную пионерскую организацию имени В. И. Ленина. Первые группы октябрят возникли в 1923-1924гг. в Москве при отрядах пионеров. В них принимались дети – ровесники Октябрьской революции 1917 года. Отсюда и название – ОКТЯБРЯТА. Группы октябрят создавались в 1 классе и существовали до образования пионерского отряда. При вступлении в ряды октябрят детям выдавался нагрудный значок – пятиконечная звёздочка рубинового цвета с портретом В. И. Ленина в детстве. Группе октябрят вручался красный флажок. Группа октябрят состояла из нескольких звёздочек, в каждой по пять октябрят - символ пятиконечной красной звезды. В звёздочки дети объединялись с учётом их пожеланий, взаимных интересов и дружеских связей. Во главе звёздочки стоял командир. Каждый октябрёнок имел постоянное поручение, которое чаще давалось на одну неделю. В нашей школе, как я узнала, поручения менялись в ходе операции «ЧТТД» /чередование трудовых творческих дел/. В воспитательной работе с октябрятами использовались методы пионерской и внешкольной работы.

Роль В. И. Ленина в названии детской организации

В. И. Ленин – лидер партии большевиков, которая пришла к власти после революции в октябре 1917 года. Он возглавил первое Советское правительство. Им были разработаны первые Советские законы, определившие жизнь нашей страны на несколько десятков лет. Партия большевиков была названа Коммунистической. Она была единственной в стране, и всё население воспитывалось в верности идеям этой партии. Поэтому создавались, начиная с детского возраста, различные организации: октябрята, которые становились пионерами, а они, в свою очередь, становились комсомольцами, а комсомольцы – вступали в Коммунистическую партию.

Познакомившись поближе с историей октябрят, я поняла, что для тысяч мальчиков и девочек октябрятское движение было увлекательной игрой, в ходе которой воспитывались те же человеческие качества, что и сейчас.

Правила октябрят.

У октябрят было пять своих правил:

Октябрята – будущие пионеры.

Октябрята – примерные ребята, хорошо учатся, любят школу, уважают старших.

Октябрята – честные и правдивые ребята.

Октябрята – дружные ребята, читают и рисуют, играют и поют, весело живут.

Только тех, кто любит труд, октябрятами зовут.

Каждый октябрёнок должен был соблюдать эти правила в повседневной жизни. Нарушители могли подвести своих товарищей по «звёздочке» - так назывались малые группы октябрят. Поэтому ребята ответственно относились к этим правилам, старались жить по-октябрятски. Смысл этих слов стал мне понятен, когда я прочитала рассказ В. Голявкина «Звёздочка» Вот небольшой отрывок из этого рассказа:

«-Видал?- Вовка распахнул пальто. На груди у него была красная звёздочка. –Я теперь октябрёнок! По-октябрятски жить буду!- Вовка сиял от счастья.

Как это по-октябрятски жить?

Эх ты! Нужно знать октябрятские правила. Ведь я будущий пионер. Понятно? Это значит весело жить, трудиться, помогать старшим. Быть честным.

А ещё что?

Хорошо учиться, любить школу, быть дружным, петь, рисовать.

А мне можно по-октябрятски жить?

Видишь ли, - сказал Вовка, - как сказать Я думаю, что, конечно, можно. Вот, например, я подмёл пол сегодня. И ты вполне можешь это сделать.

Конечно, могу.

Ну вот, - продолжал спокойно Вовка, - ты можешь, конечно, это сделать. Но ты можешь этого и не делать. А мне нельзя. Я октябрёнок.

Я завидовал Вовке. Он такой счастливый. Ещё бы! У него звёздочка! Он октябрёнок!»

Таким образом, быть октябрёнком в первую очередь означало, быть хорошим, честным человеком, помогать людям. Этому нас учат и сейчас, только нет «звёздочек», а есть малые творческие группы. Нет атрибутики – значков, флажков; но есть другие формы: за успехи в учёбе или мероприятиях мы получаем наклейки, жетоны или что-то другое.

Жизнь октябрят во внеурочное время.

У октябрят была и внеурочная жизнь, очень похожая на современную. Проводились праздники, классные часы, спортивные соревнования. Привлекались к их подготовке и ребята, и родители, а также шефы – вожатые, так называли ребят 5-7 классов, которые помогали малышам в школьной жизни. Вот как проходил Праздник Красной звёздочки в нашей школе в ноябре 1980 года /из воспоминаний И. Т. Журавлёвой, бывшей учительницы школы, ответственной за работу с октябрятами/. Это была игра – путешествие по правилам октябрят. На каждое правило давалось задание. Например: станция «Угадайка» – ребята отгадывали загадки, «Неунывайка» – исполняли песни, «Поиграйка» – проводили игру « Это я, это я, это все мои друзья!», затем показывали свои поделки. Пройдя эти испытания, рассказав правила октябрят и обещая их выполнять, ребята становились октябрятами. Этот праздник напомнил мне «Посвящение в ученики», где мы тоже давали клятву быть хорошими учениками, но, правда, не клялись в верности делу Ленина. Но и тогда вряд ли все ребята считали октябрятское движение политическим. Мне кажется, что таковым оно стало под руководством взрослых, тех, кто руководил нашей страной. Дети же просто играли, воспитывая в себе качества, необходимые настоящему гражданину, патриоту своей Родины.

Одной из задач моей работы является опрос тех людей, кто когда-то сам был октябрёнком. Вот что вспоминает моя мама, Елена Владимировна /она училась в школе № 11 г. Челябинска/: «В ноябре 1978 года, будучи первоклассницей, я стала октябрёнком. Сложно описать мои первые ощущения после того, как тебе надевают значок с молодым Владимиром Ильичом. Ты как бы сразу становишься таким большим и взрослым. В этот день все ученики нашего 1-ого «А» класса получили по значку и памятке октябрёнка, обязались слушать своих старших братьев пионеров и выполнять все их поручения. За всё то время, что я была октябрёнком, я считала, что действительно нужно слушать пионеров и выполнять всякие октябрятские задания, тем самым как бы помогая нашим родителям воспитывать своих детей для того, чтобы они были продолжателями дела Коммунистической партии. Вот для этого и были эти разные детские организации: сначала октябрята, потом пионеры, затем комсомольцы и, наконец, коммунисты».

Как видно из воспоминаний, стать октябрёнком - было значительным событием для детей того времени.

3. Заключение.

Таким образом, я прихожу к выводу, что, если бы из октябрятского движения исчезла идея о воспитании будущих коммунистов, то оно могло бы существовать и по сей день. Но в те годы, когда у власти была единая партия, это было невозможно. Поэтому в конце 80-х гг. ХХ века вместе с Коммунистической партией исчезают и октябрятское движение, и Всесоюзная игра-путешествие «Октябрята по стране Октября», и атрибутика октябрят.

Неизменными остались правила: быть честным, трудолюбивым, дружным, помогать людям, любить свою Родину.